Серебристый шар из рыбьей кожи

В декабре 1998 года в Москве на представительном семинаре по вопросам политики в области сохранения исчезающих языков огромный интерес вызвала выставка, привезенная из поселка Ванино заведующей сектором этнографии районного дома искусств Любовью Варшавской.

На этой выставке — изделия из рыбьей кожи, выполненные Любовью Вашавской в технике и традициях, пришедших из глубины веков.

В начале 90-х годов она, будучи уже мастером сувениров из ткани и меха, в том числе отобранных для международной выставки в Германии, увлеклась национальным искусством народностей низовьев Амура. Увлеклась серьезно, и не только по книжкам.

Объехала многие национальные села, жила в семьях, где еще не забыт старинный уклад, терпеливо изучала ремесла аборигенов. В ее коллекции множество предметов быта, одежды, культа, фотографии и зарисовки, детали кроя, фольклор. Ее учили работать ульчские, нанайские, орочские, удэгейские мастера.

Но не стоит думать, что Любовь Варшавская стремится к повторению старинной техники работы с рыбьей кожей, копирует формы и орнаменты, хотя бы и с благороднейшей целью сохранения уходящего.

Любовь Варшавская — художник. В ее работах, будь то изделия из рыбьей кожи или русский национальный костюм, душа самобытного мастера, который сумел выразить свое отношение к произведению. Интересно было бы проследить, каким будет результат взаимопроникновения столь непохожих культур — русской и приамурской — в творчестве талантливого мастера.

Вадим БЕЛОБОРОДОВ