Взмахнула горлица крылом

Анатолий КрильЛетiла горлиця далеко,
Вiд дому своего — назавжди.
«Прощай, прощай, моя смеренко,
Назад мене ти вже не жди».
Анатолий Криль

В 2004 году во Владивостоке готовились к юбилейному концерту «Горлицы». Его решили посвятить сразу двум датам: 25-летию известнейшего в Приморье народного хора и 50-летию творческой деятельности его руководителя, заслуженного работника культуры России Анатолия Криля. Но так случилось, что концерт в итоге стал данью памяти Анатолия Ульяновича. Он провел вечернюю репетицию, собрал ноты и ушел домой. Это были последние часы его жизни. Произошла трагедия, и она так и осталась загадкой, потому что преступника не нашли. Для тех, кто знал и любил Анатолия Криля, время не притупляет боль.

Юбилейный концерт, который Анатолий Ульянович готовил два года, прошел мощно. Журналист и писатель Борис Лапузин, близкий друг Криля, написал об этом: «Концерт от номера к номеру набирал силу. Песни звучали и без инструментального сопровождения, и в сопровождении баяна, скрипки. По первым аккордам, по первому куплету люди сразу же узнавали знакомые украинские песни. Слушатели дружно отбивали такт ладонями. По окончании каждой песни зал взрывался громовыми, долго не смолкающими аплодисментами. Казалось, Анатолий Ульянович — тут же, в зале. Казалось, что вот сейчас он в своих широких синих шароварах, подпоясанный алым кушаком, в вышитой сорочке, в яркой свитке выйдет из-за кулис, располагающе улыбнется, скажет какую-нибудь добрую украинскую шутку и характерным для него дирижерским жестом начнет новую песню...»

Сценарий и программа были написаны Анатолием Крилем. Но вместо запланированных им двух с половиной часов концерт длился четыре с половиной. Из Хабаровска, Спасска, Фокино приехали народные коллективы «Криница», «Мрия», «Свой стиль». Они не могли не сказать о человеке, который при жизни сделал для них очень многое.

Из воспоминаний Ирины Коноваловой, участницы хора «Горлица»: «Широта его души и любви была необъятной. Он был по-царски щедр. Посвящал и дарил свои песни другим коллективам. Почти все участники хора получили от него песни. А когда ехали в Хабаровск на фестиваль, то по дороге Анатолий Ульянович написал песню „Криница“ и сказал своим: „Быстро учим!“ Это был его подарок хору».

Анатолий Ульянович мечтал выпустить книгу своих стихов и песен, собирал для нее материалы и даже написал небольшое вступление-автобиографию.

Анатолий Криль и его «Горлица».1980-е«Появление этого песенно-поэтического альбома, думаю, некая закономерность в моей биографии, хотя я не планировал ранее писать стихи и музыку, но все и всё вокруг меня — была бесконечная, красивая музыка. Родился я и вырос на Украине, в поэтических местах, которые уже по своему названию — Житомирщина, Буковина, Подолье — говорят о многом. Знаю всю мою Украину, так как нет там мест, где бы я не бывал. А Украина, как писал Н. В. Гоголь, „звенит песнями...“ — и это главное. С детства я слышал песни не только вокруг, но и от моих родителей: матери — Надежды Петровны и отца — Ульяна Алексеевича. Это были редкие певцы-самородки — лирическое сопрано и „лемешевский“ тенор. Кроме того, вся наша близкая родня прошла школу церковного хора: два баса, три сопрано, два альта и мой дискант без всяких скидок являли собой хоровой коллектив. Детство и юность подарили моей памяти 718 народных песен: украинских, белорусских, польских. Солировать я начал рано. В четыре года спел свою первую песню „Два пiвника“ („Два петуха“). Так что домашний хор — моя первая и серьезная музыкальная практика...»

В начале 1960-х, когда Анатолий Криль учился в Одесском медицинском институте, он пел в хоре при Доме культуры моряков. А руководил коллективом студент Одесской государственной консерватории Анатолий Тимофеевич Авдиевский — в будущем дирижер с мировым именем, художественный руководитель Государственного украинского народного хора им. Григория Веревки. Криль многое почерпнул у Авдиевского. Потом к этому опыту добавился Народный оперный театр при консерватории, где Криль учился режиссуре, исполнял сольные партии, ведь он обладал прекрасным баритоном. Так что в Приморье Анатолий Ульянович приехал с хорошим багажом.

Анатолий Ульянович Криль не оставлял своей основной профессии медика, но в свободное время работал иллюстратором в студенческом хоре Владивостокского института искусств, а в Народном музыкальном театре был режиссером и солистом. За 17 лет Анатолий Криль спел девять заглавных партий и поставил три спектакля. А в 1979 году создал свою «Горлицу». И по-прежнему много сил отдавал организации смотров художественной самодеятельности медицинских учреждений Приморского края, в 1980-м выступил как режиссер краевого фестиваля национальных культур, а еще через десять лет задумал и воплотил Дальневосточный фестиваль украинской культуры — большой и яркий праздник, знаковое событие. Криль вернул слушателям народные песни, считается, что именно с него началось возрождение украинской культуры в Приморье.

«Горлица» — любимое детище — помогла Анатолию Крилю открыть в себе талант поэта и композитора. Он сочинял песни на украинском языке, собирал фольклорные материалы в селах Приморья и на Украине, делал аранжировки, писал сценарии концертов, разрабатывал эскизы костюмов и шил их, а в довершение ко всему решал множество организационных вопросов. Поэтому «Горлица» много гастролировала по краю, участвовала в крупных фестивалях в Москве и на Украине. Анатолий Криль наполнил жизнь многих и многих людей радостью. Поэтому и воспоминания о нем светлые.

Ирина Коновалова: «Криль объединял вокруг себя людей любовью к пению. Будучи исконным украинцем, он тосковал по родине, но вернуться назад уже не мог. И он нашел большое утешение для души — создал свою „Горлицу“. Многие вспоминают его как человека яркого, обладающего уникальной харизмой. Его очень любили, и он сам любил людей...»

Лидия Шевченко: «Артистизм, талант, интеллект, радостное отношение к жизни — таким был Анатолий Криль. Он был человек-праздник, наполненный творческим вдохновением и энергией. К хоровому пению у Анатолия Ульяновича была трепетная любовь и особое, почти философское, отношение. Он был сторонником массовости. Когда артист поет сольно, он должен быть безупречен, а в хоре даже слабые голоса, слившись воедино, создают мощное звучание...»

Вера Яркова: «Я поражалась, как Анатолий Ульянович вживался в образ. Порой невозможно было понять, где игра, а где действительность. Помню, на одном выступлении мы пели с ним „Варенички“. Он убежал со сцены и уже через минуту выскочил с нарисованным синяком под глазом. Вот так быстро он мог воплотить вспыхнувшую творческую идею.

С нами было нелегко работать: все взрослые, у каждого свой характер, но Анатолий Ульянович умел направить коллектив на общую цель — песню. Иногда спросишь: „Анатолий Ульянович, как у вас дела?“ Он отвечает: „Ну как у меня дела, если они зависят только от вас?! Как вы приходите на репетиции, как учитесь петь, какой потом результат. В этом и жизнь моя“.

Каждый, кто знал его, понимает, что больше такого человека в своей жизни не встретит...»

В 2006 году вышел в свет поэтический сборник Анатолия Криля «Летела горлица далеко...», а хор «Горлица», наполненный песнями Анатолия Ульяновича, стал носить имя своего создателя.

Елена СОЛНЦЕВА