Новогодние истории

Иллюстрация Виктора ПичуеваКак зовут Деда Мороза?

Да уж известно, как зовут. Обычно Дедом Морозом все и зовут. Потому что настоящего имени никто не знает. В сказке он Мороз Иванович, а в закличке новогодней — Мороз Васильевич. А то еще сказка есть про двух братьев-Морозов. Там один брат — Мороз Красный Нос, а второй — Мороз Синий Нос. Как тут быть?

А вот как: Морозы, они и в самом деле разные бывают. Тот, который в Новый год приходит — веселый, легкий морозец, в такой мороз хорошо на улице в снежки поиграть, и бабу снежную слепить. Никому этот мороз вреда не сделает: ну раскраснеется нос, ну щеки разрумянятся, ну руки слегка озябнут — и только. Такой мороз людям в радость. Вот его-то и зовут Красным Носом. И отчество у него — Васильевич — это тоже прозвище такое. Потому что Новый год раньше в день Святого Василия праздновали, 14 января по-нонешнему. Теперь так и говорят: «Старый Новый год». А раньше никакого «старого» Нового года не было. Васильев день был. И канун его — Щедрый вечер. И ходили в этот вечер по домам щедровальщики, пели особые песни — щедровки. Кому споют, тому счастье прибудет, а хозяин за это щедровальщиков одаривал как полагается.

Так что Мороз Васильевич и есть добрый Дедушка Мороз. Он — хозяин Новогодней Елки, а детки на елке — щедровальщики. Правда, нонче мало кто настоящие щедровки помнит. Вот и выдумали рассказывать вместо них любые новогодние стихи. А Дед Мороз-то знает, что щедровальщиков положено чем-нибудь наградить, вот он и дает детям за стихи подарки.

А тот Мороз, который Синий Нос, он не такой. Он суровый мороз, лютый, с ним не забалуешь. Прозвище это от сильного холода происходит. Зазеваешься, не согреешь нос вовремя — начисто отморозит, и останется только синяя ледышка. У такого мороза еще одно прозвище есть — крещенский. Потому что бывает он после Крещенья — 19 января. А Крещенье — это день важный. В этот день Иван Креститель самого Иисуса Христа крестил. Оттого суровый крещенский мороз и прозывается Морозом Ивановичем — по Ивану Крестителю.

Что до имени Деда Мороза, дак про это всякий выдумывать волен. А только, может, никакой загадки тут и нет. В нашей деревне, к примеру, на Васильев день ходили по домам парни — посевать. Сыпали зерно по всей горнице и приговаривали:

Ходит Илья на Василя,
Носит пугу життяную,
Где пужкой махнет,
Там жито растет,
А где не махает,
Там — загнивает!
Зароди, Боже,
Жито-пшеницу,
Всяку пашницу,
На столе кусками,
В печи пирогами.
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Чтоб здоровы были,
Много лет прожили!

Хозяева же их, как и щедровальщиков, одаривали. И в других деревнях такое в обычае было. Вот и выходит, что на Новый год обходит наши поля сам Илья Пророк. И в руках у него кнут-пýга из жита, а жито — это рожь, хлеб, значит. Где Илья своим волшебным кнутом махнет, там людям здоровье и достаток будет. А значит, и праздник, и елка, и подарки детям. Так-то!

Как зовут Снегурочку

Новогодний Дед Мороз, тот самый, который Васильевич, он завсегда со Снегурочкой ходит. Это внучка его. Она добрая, в игры разные с детками играет, с ней новогодний праздник теплее и радостней кажется. А имя у нее снежное, холодное. Отчего так?

Люди знающие рассказывают, что когда на дворе ведро, то есть ясно, мороз крепче. А если небо облаками заволокло, дело к снегу идет, так обязательно потеплеет. Снег для земли зимой все равно что одеяло пуховое. Бережет ее от сильного холода, не дает погибнуть всходам озимой ржи, семенам летних трав, всякой мелкой лесной живности, что в земле до весны попряталась. Даже кустам и деревьям снег нужен, от сильного холода укрываться. Сдует снег ветром — померзнут тонкие ветви, и весной вместо зелени будут торчать мертвые сухие палки.

Вот и выходит, что имя у Снегурочки совсем не холодное. Да и не имя это вовсе. Имя у нее совсем другое — простое, человеческое, теплое, как мамкино молоко, — Маланья. Не верите? А вы загляните в православные Святцы или какой-нибудь старинный месяцеслов. Там черным по белому написано: 31 декабря — День святой Маланьи.

Сейчас уж мало кто вспомнит, а раньше в этот день по домам Меланку водили. Собиралась молодежь — человек десять-двенадцать, наряжались все кто как, и обязательно среди них была красивая и статная девушка — Меланка. Так нашу Маланью на деревенский манер зовут. Ходили по домам дети, молодежь постарше, а где и взрослые. Собираются ватагой и идут. Заходят в какой-нибудь двор, стучатся: дома ли хозяева? А коли дома, дак заходят и в дом, и Меланка с ними, и они хозяевам про эту Меланку песни поют. Когда серьезные песни пели, а когда и шутошные. И обязательно припев: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!». Бывало, целое представление с этой Меланкой разыграют, веселят хозяев и сами веселятся. А хозяева потом их одаривают чем бог послал. Кто блинки давал, кто сала кусок, а кто и денег мелких мог Меланке в торбу насыпать. Они за это хозяев благодарят и дальше идут, в другой дом.

Бывало, прибьется к такой ватаге незнакомая красавица и просит взять ее с собой — Меланкой походить. Брали, не отказывали. Потом, когда уж наберут щедровальщики угощенья, сойдутся в избе на вечерку, глядь, а красавицы той и след простыл. Говорили тогда старики, что это сама святая Маланья была. Приходила посмотреть, как люди на свете живут. Щедрые ли они, добрые ли. Готовы ли приветить прохожего человека, угостить от широты душевной.

Кто добр и щедр, за того Маланья Бога попросит, а кто скуп и груб, тому от нее никакой помощи не дождаться. Иное дело — дети малые. Они ведь еще грехов не нажили, за это они у Маланьи всегда в почете. Любит она их, балует, подарки дарит всем до единого. Вот какая внучка у нашего Деда Мороза.

Сергей МАКАРКИН
Иллюстрация Виктора ПИЧУЕВА