Акварели Николая Иванова

На мокром асфальте, как в зеркале, отражаются силуэты домов и людей. И кажется, что плачущее небо очищает город от серости и обыденности. А в маленьком дворике, каких, в общем-то, сотни, купается солнце, освещая счастливые лица детей. Художник из Комсомольска-на- Амуре Николай Иванов даже в самом простом сюжете мог разглядеть красоту. Особую, неброскую. Где-то далеко-далеко сливается с горизонтом серая лента автомобильной трассы, речные суденышки шелестят, рассекая волны, а в скромном букете полевых саранок запутались солнечные блики. Трудно объяснить, почему к акварельным листам художника хочется возвращаться вновь и вновь. Наполненные светом, они как будто примиряют нас с таким, порой, несовершенным миром.

Больше тридцати лет прошло со дня трагической гибели Николая Васильевича Иванова. Но когда в просторных залах Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств монтировали экспозицию его работ, собирая их по крупицам из собственных фондов и частных коллекций, ощущение было реальным — художник здесь, рядом.

Николай Иванов родился в 1917 году в Воронежской области в селе с певучим названием — Анна. Рисовал он с детства, интуитивно находя художественные образы. Потом — Воронежский индустриально-строительный техникум, где Николай Васильевич изучал не только черчение, но и основы рисунка, композицию. Здесь он впервые прикоснулся к прозрачной и живой акварели. На первый взгляд, дальнейшая жизнь Иванова мало связана с творчеством. Закончив техникум, он работает в строительных организациях Москвы, затем его направляют в Сочи, где сооружался санаторий «Правда». Дальше — война, служба в армии. Пять лет Николай Иванов живет на казарменном положении и мечтает о творчестве. Карандашные наброски, зарисовки тушью, акварельные этюды — все это необходимо ему, как воздух.

Дождливый день (этюд), б. акв., 22х31. КМИИА у нас во дворе,  б. смеш. техника, 54х45,5. КМИИСаранки оранжевые,  б. акв., 61,5х41. КМИИ

Мечта стать художником сбылась после войны. Иванов, преисполненный надеждами, приехал в город юности, пришел в изостудию центрального Дворца культуры, которой тогда руководил Г. А. Цивилев, а позднее поступил в заочную студию Дома народного творчества. Закончив ее, Николай Иванов переходит работать в мастерские художественного фонда. Он был участником многих выставок — зональных, республиканских. Серия его работ о Комсомольске — романтичных, светлых, которые в конце пятидесятых выставлялись в Москве, решила судьбу Николая Васильевича — он стал членом Союза художников.

Впрочем, сегодня уже не имеют значения регалии. Художник Николай Иванов оставил нам свои акварели. Они пронизаны утренними туманами и ощущением вечной дороги. Там, вдалеке, что-то едва уловимое, прекрасное и почти недосягаемое.

Елена ГЛЕБОВА, журналист