Региональный творческий союз

Региональный творческий союз (РТС), образовавшийся в Хабаровске в 1998 году, объединил профессиональных художников, дилеров, арт-критиков, специалистов по художественному проектированию и компьютерной графике. Организатором и лидером РТС стал хабаровский художник Игорь Кравчук.

Рождение этой негосударственной общественной организации не было случайным. Ему предшествовали годы размышлений и сомнений, взвешивались все «за» и «против». Да, мы очень далеки от центра России. Особенно сегодня, когда экономическая реальность безжалостно диктует свои условия. Но какой бы тупиковой ни казалась ситуация, выход можно найти всегда. Важно делать конкретные шаги в конкретном направлении.

Именно поэтому главной своей задачей РТС видит творческую и деловую поддержку авторов культурных проектов, которые направлены прежде всего на популяризацию дальневосточного искусства, на повышение статуса провинциальных музеев и галерей, развитие творческих возможностей детских, юношеских и молодежных организаций. Работа РТС — это прежде всего поиск новых путей сотрудничества в сфере культуры между государственными и общественными организациями, союзами и объединениями, принципы которых совпадают с главным девизом XXI столетия — «Мир без границ».

Для людей творческих очень трудно находиться в отрыве от культурной жизни и столицы, и всей России в целом. Не говоря уже о Европе, Азии. Участие в выставочных проектах как российских, так и международных, обмен опытом и возможность реализовать себя — без этого современное искусство уже невозможно. А иначе образуется замкнутый круг, в котором все теряет смысл. Конечно, работая над произведением, художник закрывается в своем мире, оставаясь один на один с холстом и бумагой. Но потом, когда уже выплеснуты эмоции и сделаны последние штрихи, картина должна прийти к зрителю. Но вот парадокс: тут же включаются какие-то невидимые тормозящие механизмы. Московские, питерские художники имеют возможность представлять свое творчество не только в России, но и за рубежом. Однако для хабаровчан это большая проблема. Хотя и город наш с некоторых пор величают столицей Дальнего Востока, и расположен он на стыке Азии и Европы, но двери оказываются наглухо заколоченными.

Чтобы не ходить далеко за примером, можно вспомнить наших ближайших соседей из Владивостока. Руководители галерей и художники уже не первый год поддерживают контакт с творческими кругами Санкт-Петербурга, участвуют в семинарах и выставочных проектах. Так, летом 2000 года в галерее «Борей», считающейся одной из самых известных не только в городе на Неве, но и в Европе, выставлялись работы нескольких владивостокских художников. Хабаровские творческие организации могут, готовы работать в том же направлении, но без поддержки им не обойтись. И осуществляться она должна прежде всего на уровне краевой администрации. Владея полной информацией о том, что происходит в культурной жизни города и за его пределами, можно общими усилиями организовывать большие творческие акции, которые бы объединили музыкантов, артистов, художников.

Региональный творческий союз начал свою деятельность с интересного выставочного проекта «Графика Санкт-Петербурга», который был осуществлен совместно с санкт-петербургскими художниками. Готовясь к выставке, руководитель РТС Игорь Кравчук приехал в Санкт-Петербург, побывал в мастерских, галереях, отобрал работы и привез их на берега Амура. Во многом ему помог художник-график Олег Яхнин, к cлову, наш земляк. Как и еще один участник данного проекта Вадим Флиссак, который в свое время учился на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института. Сегодня имена этих людей известны во всем мире, их работы находятся в собраниях крупнейших российских музеев, а персональные выставки проходили во многих странах Европы и Азии. Но так или иначе их жизнь связана с Дальним Востоком, и потому они хотели бы именно здесь встретиться с земляками на своих персональных выставках, показать некоторые грани своего творчества. И мечта эта осуществилась: работы Олега Яхнина и Вадима Флиссака, а также еще восьмерых питерских художников побывали в Хабаровске.

На выставке «Графика Санкт-Петербурга», которая проходила в зале РТС (он расположен в здании Хабаровского военно-исторического музея) были представлены офорты и литографии. Каждый из авторов немного приоткрыл невидимые двери в мир собственных ощущений. Он показался одновременно близким и далеким, узнаваемым и фантастичным. Листы, напитанные бархатистостью и прозрачностью, словно книга таинств, где зашифрованы радость и страдание, смех и боль. Хотелось еще и еще раз подходить к работам питербуржцев и отыскивать новые строки, едва уловимые линии. Думаю, что для хабаровчан, в большинстве не искушенных по вполне объяснимым причинам, экспозиция «Графика Санкт-Петербурга» стала чем-то новым, дающим силы и вдохновение. Как рассказал Игорь Кравчук, литографию делают сейчас только в Москве и Санкт-Петербурге. Примерно до середины восьмидесятых годов эту технику развивали в своем творчестве хабаровские художники Ю. Быков, Е. Вольгушев, В. Амельянчик, А. Гуриков. Тогда они еще имели возможность делать литографии, выезжая на всесоюзные творческие дачи художников. Сегодня все гораздо сложнее, и Региональный творческий союз подарил нам действительно редкую возможность прикоснуться к искусству современных мастеров и оценить его.

Несколько слов об участниках выставки. Олег Яхнин, график, живописец, член Союза художников с 1973 года. Родился в городе Лесозаводске Приморского края, учился на факультете графики Ленинградского Художественного института им. И. Е. Репина. Участник более 300 выставок в России, Великобритании, Польше, Франции, ФРГ, Италии, Финляндии, Японии, на Кипре, и это далеко не полный список. В свет вышло более 30 книг с иллюстрациями Яхнина, его произведения имеются в собраниях Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (кабинет графики), а также во многих художественных музеях России, в том числе и в Хабаровске.

Вадим Флиссак, художник-график, работает в различных графических техниках. Занимается авторской книгой, сотрудничает с различными издательствами. Закончив художественно-графический факультет ХГПУ, Вадим Флиссак продолжил образование на отделении графического дизайна в ЛВХПУ им. Мухиной. Активный участник художественных выставок и графических биеннале, его произведения имеются в собраниях Дальневосточного художественного музея, Калининградской картинной галереи, в коллекции Национальной Британской библиотеки (Лондон, Великобритания). По словам самого художника, в своей работе он следует эмоциональному импульсу, без которого успех невозможен.

Николай Домашенко, член Союза художников России, работает в станковой и книжной графике, предпочитает технику офорта, резцовую гравюру, сухую иглу и литографию. Работы Николая Домашенко находятся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Иркутском художественном музее, Алтайском краевом музее изобразительных искусств.

Евгения Федина-Пенкрат, живописец, график. Закончила художественно-промышленную академию им. Мухиной и Академию художеств в Санкт-Петербурге. Изучает современное искусство в Санкт-Петербургском гуманитарном университете, преподает графику в институте декоративно-прикладного искусства.

Юрий Люкшин, выпускник художественного училища им. Серова, член Союза художников России. Его произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Русской национальной библиотеки, Музея искусств в Нью-Орлеане (США), Метрополитен-музея в Нью-Йорке (США), музея Людвига в Кельне (Германия). Неброские, чуть приглушенные тона офортов Люкшина, которые можно было увидеть на выставке в зале РТС, напомнили старинные сказки, где мир — смешной и добрый балаганчик. Там, взмывая над радугой, парят в небе женщины и дети, а голоса свирелей возвещают о празднике.

Иван Тарасюк, живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. Открыть неожиданное в привычном и постепенно найти в этом свой собственный стиль, не потеряв детской непосредственности, — вот что, по мнению Ивана Тарасюка, главное для художника. Всматриваясь в цветные литографии этого мастера, ты словно путешествуешь по лабиринтам лиц и судеб, теряешься на переполненных улицах, кружишься на карусели времени. Мгновение, час, век.

Анастасия Нелюбина, живописец, график. В 1994 году она стала одним из инициаторов создания группы «Новые символисты». В настоящее время успешно выставляется за рубежом. В 1998 году музей Русского искусства в Париже издал первый монографический альбом Анастасии Нелюбиной «От поцелуя до оргии». Художница рисует на бумаге, которую делает сама. Возможно, потому ее работы так объемны, наполнены особой игрой красок, перетекающих в ощущения. Зной полуденных забав обжигает, вино вакханки холодит.

Николай Цветков получил профессиональное образование в Высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. Являясь членом Союза художников России с 1990 года, участвовал в многочисленных российских и зарубежных выставках. В 1992 году на Международном фестивале изобразительного искусства в Сан Ингберте (Германия) Николай Цветков был удостоен I премии за графическое произведение и III премии за живопись. Работы художника находятся в собраниях многих крупных музеев России.

Валерий Мишин, график, живописец, член Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО. О творчестве этого художника говорят как о редком соединении восточной и западной художественной традиции. Работы Валерия Мишина есть в музее Дома юмора и сатиры ( Габрово, Болгария), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственном Эрмитаже, музее и художественной галерее Бристоля (Великобритания).

Фаина Васильева, художник-график, член Союза художников России. Сотрудничает с книжными издательствами, оформила более 30 книг. Рисунки Фаины Васильевой можно встретить на страницах журнала «Нева». Своим творческим кредо художница считает архитектурный пейзаж, а серию цветных литографий «Петербургский цикл» называет попыткой творчески пережить волшебную реальность любимого города. Теперь к этим влажным пейзажам, которые дышат туманами и дождями, прикоснулись и мы, хабаровчане.

Работая над выставочным проектом «Графика Санкт-Петербурга», организаторы РТС стремились прежде всего сократить духовный и творческий разрыв между дальневосточниками и центром России. А ведь и правда, город Петра стал нам намного ближе, сократились расстояния, и мир показался безграничным.

Когда встреча оказывается удачной, всегда живешь ожиданием новой.

Организаторы РТС мечтают о мастер-классах, которые питерские художники готовы проводить здесь, в Хабаровске, поделиться приемами и технологиями. И это замечательная возможность и для профессиональных художников, и для студентов побывать в мастерских живописцев и графиков с мировыми именами.

Елена ГЛЕБОВА