Философия амурского лоскутка

Киле М. Б., Гейкер Н. Б. Воротник женский. 2000. Нанайцы. Мех, мозаика. КМИИ. Комсомольск-на-АмуреВ Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске состоялась выставка, объединившая коллекции двух музеев: Хабаровского краевого краеведческого им. Н. И. Гродекова и Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств.

«Лоскутная техника в культуре народов Нижнего Амура» — это совместный проект, цель которого в глубоком изучении музейных собраний и знакомство с ними зрителей других городов.

В экспозицию вошли произведения эвенских, эвенкийских, негидальских, ульчских и нанайских мастеров конца XIX — XX веков, представляющие все материалы и разнообразные приемы их орнаментации.

Такие узкие по тематике, а тем более «технологические» выставки позволяют и зрителям, и исследователям акцентировать внимание на подробностях и деталях творческого акта, понять секреты и средства выразительности того или иного вида рукоделия, особенности его художественного языка.

Бельды Л. Г. Нагрудник «лэлэкэ» детский  (для девочки). 2001. Х/б ткань, мозаика. Нанайцы.  с. Джари. ХККМ.   Хабаровск.   Фото А. Храмцова Росугбу О. Л.  Халат женский свадебный.  1-я половина 1980-х годов. Х/б ткань, мозаика, атл., вышивка. Ульчи. с. Булава. ХККМ. Хабаровск

Поистине безгранична изобретательность приамурских мастеров в создании разнообразных способов украшения своих изделий. Веками складывались в амурском искусстве технические приемы исполнения орнамента. Среди женских видов рукоделия наряду с вышивкой и аппликацией, наиболее популярной и широко распространенной у народов Нижнего Амура, является лоскутная мозаика. Она имеет многовековую историю, богатые традиции и известна, наверное, всем народам мира.

Лоскутная мозаика применяется в различных материалах: текстиле и рыбьей коже, ровдуге и мехе. В основе ее лежит бережное отношение к материалу, принцип «безотходности» художественного производства, и это свойственно всему народному искусству. Мастер сохранял самые мелкие обрезки меха, ткани, кожи, остающиеся от пошива больших изделий. Когда их накапливалось достаточное количество, чтобы можно было свободно комбинировать цвет, фактуру, форму лоскутков, не ограничивая свою фантазию однообразным набором заготовок, тогда и рождались новые высокохудожественные изделия, которые поражают зрителей разнообразием вариантов, высокой декоративностью, яркой эмоциональностью.

Самар А. А. Ковер. 1989.  Х/б ткань, плетение.  Нанайцы. КМИИ.  Комсомольск-на-АмуреБельды М. А. Ковер. 1990-1991. Синтетическая ткань, мозаика, аппликация. Нанайцы.   КМИИ. Комсомольск-на-Амуре

Выразительность текстильной мозаики достигается, в первую очередь, выверенной ритмичностью цвета, формы и размера лоскутов. Ритм — главный способ организации лоскутной композиции, он регулирует степень ее динамичности и гармоничности. Одеяла и халаты, ковры и сумки... Немыслимо фантазийные цветосочетания, чистота линий и ритма рисунка, безукоризненное мастерство исполнения этих бытовых по значению изделий делают их, безусловно, художественными произведениями, которые достойны представлять культуру своего народа в музейных коллекциях и лучших выставочных залах. В этих произведениях — оптимизм и жизнеутверждающая сила, энергия радостного восприятия жизни и мудрость народной философии.

Меховой мозаике отдают предпочтение северные народы — эвены, эвенки, негидальцы. Хотя владеют ею и нанайские, ульчские, орочские мастера. Они подбирают разноокрашенные кусочки меха, чаще контрастных цветов, и сшивают их в разнообразные узоры, учитывая направленность ворса, толщину и фактуру меха. Строгая геометрия узора, объемная фактурность, цветовая монохромность придают образу изделия особую монументальность, созвучные характеру природного окружения, в котором испокон века живут эти народы.

Сергучева Л. И. Ковер. 1986. Мех оленя, мозаика, инкрустация. Эвенки. КМИИ. Комсомольск-на-АмуреСумка. 1-я четверть XX века. Мех, кожа, мозаика. Эвенки. Тугуро-Чумиканский район. ХККМ. Хабаровск

Рыбья кожа — материал, особенно любимый на Амуре. И хотя в каждой семье его было в избытке, хозяйки сохраняли все обрезки и, соединяя кусочки кожи разных пород рыб, имеющих соответственно разный цвет (или специально тонируя их), шили мелкие бытовые вещи — сумки, рукавицы, нарукавники. Поскольку цвет всех кусочков был близким, то художественного эффекта добивались за счет разнообразных комбинаций, соединяя их то под наклоном «елочкой», то чередуя размер лоскута, то пропуская между ними кант из яркой ткани или добавляя орнаментальную аппликацию. Лоскутки сшивали нитками из рыбьей кожи мелкими, едва заметными стежками.

Техника лоскутной мозаики не особенно сложна, но очень трудоемка и кропотлива. Она требует от мастера исключительной тщательности и большого терпения.

В синкретичной этнической культуре техника рукоделия связана не только с эстетическими, но и с религиозно-мифологическими представлениями народа. Так, у амурских жителей, в семьях, где часто умирали дети, существовал обычай шить одежду для маленьких детей из лоскутков, взятых у девяти многодетных женщин. Родители верили, что такое изделие будет сильным оберегом для их малыша. Очень распространена была детская одежда — халатики, ноговицы — из лоскутных «чешуек», которые выполняли те же охранительные функции.

И сегодня техника лоскутной мозаики по-прежнему популярна. Мастера используют не только остатки материалов, но и покупают новые, разрезая их на лоскуты нужной формы. Старинное ремесло не только сохраняется, но и продолжает развиваться, изобретая новые технические приемы, включая в традиционные узоры новые мотивы.

В чем причина долговечности этого незамысловатого, на первый взгляд, ремесла? Может быть, в том, что эти радужные рукотворные узоры несут людям доброту, тепло, уют и покой, в котором нуждаются во все времена.

Галина ТИТОРЕВА


Галина ТитореваТиторева Галина Теодоровна, искусствовед. Родилась в Комсомольске-на-Амуре. В 1981 году окончила Хабаровский государственный институт культуры, а в 1993 — Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

С 1976 года и до сего дня работает в Комсомольском-на-Амуре музее изобразительных искусств. Больше 20 лет занимается изучением традиционного искусства коренных народов Приамурья.