Единое пространство культуры

В 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры» при поддержке Фонда Форда осуществляется проект «Культурная эволюция», который стал логическим продолжением деятельности по поддержке и развитию российской региональной прессы, работающей в сфере культуры.

Результат предыдущих проектов АНО «Единство журналистики и культуры» — Агентство культурной информации (www.aki-ros.ru), созданное на базе общероссийской газеты «Культура» при поддержке Фонда Форда.

АКИ — это еженедельный мониторинг культурных событий в России по тематическим рубрикам, это обзоры культурных событий по направлениям, а также анонсы и аналитические обзоры по видам искусства и темам.

В качестве партнеров АКИ имеет более 250 областных печатных и электронных СМИ, учреждения культуры, информационные агентства, интернет-издания, органы государственной власти из всех регионов Российской Федерации.

АКИ имеет 10 постоянно работающих корпунктов в таких городах России, как Хабаровск, Кемерово, Челябинск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Брянск, Уфа, Самара, Петрозаводск, Санкт-Петербург. Информация АКИ представлена в газете «Культура», в сети по адресу: www. kultura-portal. ru, а также в тех региональных изданиях, где имеются корпункты.

Проекты АКИ и «Культурная эволюция» сыграли весомую объединяющую роль для российских регионов, которые последние годы оказались в заметном отрыве от центра и «культурных столиц». В самом деле, уже не один год регионы, особенно дальние, погружены в собственное пространство, куда лишь изредка дотягиваются пунктиры крупных фестивалей, гастролей, выставочных проектов. С другой стороны, нет информации о том, что происходит в культурной жизни самих этих регионов. Создание АКИ позволило преодолеть «полосы препятствий» и создать единое культурное пространство, где наряду с Москвой и Санкт-Петербургом представлены Камчатка и Сахалин, Хабаровск и Владивосток, Ростов-на-Дону и Владикавказ, Нижний Новгород и Саратов, Уфа и Казань, Челябинск и Кемерово.

 

Главной целью проекта 2003 года «Культурная эволюция» стала помощь в становлении профессионального интереса региональной прессы к различным направлениям актуального искусства и в том, чтобы информационный обмен между регионами в этой сфере стал еще более интенсивным. Один из авторов проекта, заместитель главного редактора газеты «Культура» Марина Старуш считает, что сегодня самым профессионально неосвоенным направлением в российской региональной журналистике, посвященной проблемам культуры, можно назвать освещение актуального искусства. В числе причин называются отсутствие традиции, которая не могла быть в советской печати, отсутствие специализации в области современного искусства в структуре высшего журналистского образования, а также отсутствие даже в крупных региональных центрах достаточно широкой культурной среды, подготовленной к адекватному восприятию современного искусства и, следовательно, требующей от прессы профессионального анализа.

Рабочий момент семинара. В центре — Марина Старуш, заместитель главного редактора общероссийской газеты «Культура»

Конечно же, в каждом регионе работают журналисты, которые проявляют профессиональный интерес к этой теме, существует аудитория, тяготеющая к данному направлению, но целостной картины все же нет, и авторы проекта «Культурная эволюция» в этом убеждены, считают цель «Культурной эволюции» современной и актуальной.

От авангарда до постмодернизма

Первым этапом проекта «Культурная эволюция» стал всероссийский семинар журналистов в Брянске, который проходил в рамках XVIII Международного фестиваля современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо.

Судьбы людей, давших фестивалю имя, композитора-новатора Николая Рославца и основоположника мирового конструктивизма художника Наума Габо тесно связаны с Брянщиной. Они как символ вечного развития в искусстве, множественности его оттенков, красок, форм.

Участники проекта «Культурная эволюция». Брянск. 2003

Фестиваль, доживший, по словам организаторов, до своего «совершеннолетия», — явление на самом деле уникальное. Впрочем, у его истоков стоял не менее уникальный человек — Марк Белодубровский, композитор, скрипач, исследователь творчества Наума Габо и Николая Рославца. Изначально фестиваль был задуман как панорама отечественного и зарубежного музыкального, художественного, театрального и поэтического авангарда, как диалог культур разных стран. И главное отличие его в том, что зародился он в неформальной среде интеллектуалов и миновал чиновничьи кабинеты. Просвещение — не очень модное сегодня слово, но именно в этом изначально заключалась цель фестиваля. Хотя в то время был лишь его прародитель — клуб «Аподион».

Марк Белодубровский заметил: тогда, в самом начале, им хотелось делиться с людьми тем, что знали сами, помогать реализовываться молодым музыкантам. Конечно, не все воспринимали «Аподион» однозначно, и в 1985 году его даже закрывали «за пропаганду чуждой буржуазной культуры и композиторов религиозной направленности». Впрочем, удивляться нечему. Николай Рославец в культурных кругах официально считался «заблудившимся композитором», и на его музыке лежало соответствующее табу. И опять же совсем неудивительно: именно на фестивале в Брянске, впервые в мире, были исполнены его произведения.

Марк Белодубровский — идейный вдохновитель фестиваля современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо  в БрянскеЗа 18 лет сложился круг друзей фестиваля. В нынешнем году в Брянск новь приехал Марк Пекарский со своим ансамблем ударных инструментов (Москва). Концерт «Музыка барабанной молодости папаши Кейджа» прозвучал на открытии фестиваля. В качестве солиста выступил Сам Марк Белодубровский. Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского (Москва) впервые исполнил здесь сценическую композицию-перфоманс «Желтый звук» для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло и смешанного хора, где соединились авангард 60-х в музыке А. Шнитке, авангард 10–20-х в либретто В. Кандинского, компьютерная графика О. Кумегер, костюмы Е. Басовой.

Фестиваль представил несколько интересных выставочных проектов: «Графика Михаила Шемякина», «Семнадцать мгновений авангарда» (история фестиваля им. Н. Рославца и Н. Габо), «Свой взгляд» (независимые художники Брянска), фотовыставка «ZNAKИ» (автор Сергей Демьяненко). Еще один яркий штрих — спектакли театра «Провинциальные танцы» (Свердловск), обладателя национальной премии «Золотая Маска-2001» в номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучшая работа художника». Завершил фестивальную программу человек-театр Евгений Гришковец — актер, драматург, режиссер.

Главной темой всероссийского семинара журналистов, собравшего около 20 человек из 15 городов России, стала современная музыка и ее отражение в СМИ.

Елена ГЛЕБОВА