Ощущение Белого театра

Есть в Хабаровске театр — Белый. Перед спектаклями здесь какая-то особая тишина, а за кулисами не происходит театральных интриг. Все актеры в Белом наперечет, все любимы и незаменимы.

Основной состав — семейная пара: режиссер и актриса Ольга Кузьмина и актер Андрей Трумба, а также художник театра Андрей Тен, и он же осветитель и звукооператор. Вся эстетика театра внутри и снаружи сделана им. Это как бы театр в театре, только молчащий. Его прочитываешь глазами: всевозможные зверушки с человеческими выражениями на мордочках бегают, ползают, смеются, грустят и даже плачут. А в настоящей клетке сидит деревянная птица — с одной стороны, она воплощает отчаяние, с другой — вызывает улыбку... Сценография каждого спектакля — это еще один «актер» — органичный и цельный. Здесь нет ничего лишнего, все на своем месте.

Вообще-то, Белый театр основывался на когда-то новом «театре абсурда». Начиналось это 15–16 лет назад. Тогда режиссеру Аркадию Раскину отдали помещение под творческие мастерские, он организовал молодых актеров в труппу, и они энергично принялись за дело. Занимались ремонтом, шили костюмы, ставили спектакли. Потом все резко изменилось. Режиссер уехал в Москву, труппа распалась. И неизвестно, как бы все закончилось, не появись настоящие хозяева театра — Ольга и Андрей. Жизнь стала налаживаться. Они и администраторы, и режиссеры, и актеры, и рабочие сцены.

Тогда спектакли ставили втроем: была еще веселая и оптимистичная Катя Кузьминская. Появились замечательные детские новогодние спектакли, а по вечерам те, о которых мечталось, — бессюжетные, похожие на поток сознания. Именно такой подход казался наиболее правдоподобным по отношению к нашей абсурдной жизни. Только эмоции, чувства и впечатления. «1900 иен за услугу», «Урок», «Роза — это роза, это роза, это роза, это роза...»

Вначале премьеры проходили с аншлагами, но потом интерес к театру упал. Впрочем, это неудивительно: зритель любит, чтобы все было «понятно». Но тайна-то исчезает... А в театре, как и в жизни, нельзя без тайны. Только в реальности временные рамки растянуты, а на сцене актер проживает жизнь за полтора-два часа, и тогда тайна обостряется до невероятного. Но зритель должен быть думающим, чувствующим, сопереживающим.

Когда проходили Дни испанской культуры, прямо из Каталонского театра в Хабаровск залетела пьеса испанского драматурга «Раздетые» — глубокая, серьезная и невероятно актуальная. Суть ее в том, что мы долго носим в себе глубоко запрятанные пороки, но наступает момент, когда они вырываются наружу в виде ужасных поступков. Спектакль получился непростым, обнажающим внутренний мир героев и тех, кто сидел в зрительном зале. Но никто не уходил...

Это был важный этап в жизни Белого театра, он окреп, стал нарабатывать творческий потенциал. По-новому зазвучали другие его постановки: «Пейзаж», «Контрабас», «Счастливые дни», «Концерт по заявкам». В репертуаре появляются новые спектакли, причем, как заметила режиссер Белого театра Ольга Кузьмина, пьесы словно бы сами приходят. Так родилась идея яркой постановки по пьесе Е. Харитонова «Дзинь» в рамках фестиваля Дни российско-немецкой культуры, осуществлен спектакль по произведению В. Набокова «Short stories» («Короткие истории»).

В разное время Белый театр был участником фестивалей Перспектива комнаты (Комсомольск-на-Амуре) и Фестлаборатория Сиб. Альтера (Красноярск, 2002 г.).

Андрей Трумба убежден, что аналогов такому театру, как Белый, в нашей стране нет. Его мир строится по своим законам, наполняя театральное пространство Хабаровска особыми ощущениями и эмоциями.

Наталья ЛЕПЕТУХИНА