Очарованный странник

Палкин Герман Алексеевич«Очарованный странник с фокстерьером» — персональная выставка Германа Палкина в Картинной галерее им. А. М. Федотова.

В лиственничном саду. Холст, масло. 90 х 62. 1987Герман Алексеевич Палкин принадлежит тому поколению хабаровских художников, которых по праву можно назвать классиками дальневосточного искусства. Творчество Палкина удивительно человечно. Тонкость отношений людей друг с другом и с окружающим миром художник передает в лирических пейзажах, анималистических работах, портретах близких.

Лилии при свече. Бумага, акварельПрирода Дальнего Востока в ее эпичности и хрупкости стала ведущей темой всего творчества Германа Палкина. Способность видеть ускользающий свет, меняющиеся тени, слышать тихие звуки леса — все это пришло к художнику очень рано, так же как и желание рисовать. Он благодарен своему первому учителю Владимиру Ивановичу Туркину, который прививал детям любовь к природе, чувство красоты, умение наблюдать и замечать прекрасное в обыденном. Конечно же, свою роль сыграл и таежный период. Уже после окончания художественного училища, института и военной службы на границе он работал в тайге в составе геологических партий. Возможно, именно жизнь в тайге, которая не терпит двусмысленности в отношениях между людьми, научила его ценить такие важные человеческие качества, как верность своему слову, отзывчивость, искренность.

Зимовье. Бумага, акварель. 41.5 х 30Ведущее место в творчестве художника, без сомнения, занимает пейзаж — один из классических жанров русского искусства. Как истинно русский художник Г. А. Палкин — мастер лирического пейзажа. Неуловимые, переходные состояния природы, смена времен года — все это тонко воплощено художником в технике акварели по мокрой бумаге («Осенний разлив», 1989; «Амурские берега», 1995; «Предзимье», 1999 и другие).

Машенька. Бумага, акварель. 90 х 45. 1989Германа Алексеевича по праву можно отнести и к классикам довольно редкого в наше время анималистического жанра. В своих графических листах автор создает яркие, запоминающиеся образы-портреты животных: царственного тигра («Владыка Сихотэ-Алиня», «Молодой Амба», 2008), мощного кабана («Секач», 1990), матери-медведицы, одновременно грозной и нежной («Семья», 1990-е), трепетного молодого оленя («Сеголеток», 2008). Анималистической графике художника близки по духу плакаты на тему охраны природы, ставшие символом экологических проблем ХХ века («Расширить границы дальневосточных заповедников», 1976; «Нам нужен чистый воздух», 1974).

Дары Амура. Серия «Переселенцы». Бумага, акварель. 65 х 86Особая страница творчества Германа Палкина — книжная графика, в которой он сумел соединить свой художественный стиль с образным миром классиков литературы Дальнего Востока: В. Арсеньева, А. Вальдю, А. Пассара, Н. Наволочкина, С. Кучеренко, Б. Копалыгина и других.

Поля. Бумага, пастель.  42,5 х 56Настольными книгами Германа Палкина с детства были произведения В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Их мир казался заманчивым, волнующим, и свою жизнь хотелось прожить так, как прожил ее Арсеньев, — среди природы, в маршруте, в походе.

Поклоны осени.  Бумага, акварель. 46 х 34. 1995Для своих иллюстраций художник выбирает из авторского текста на первый взгляд не самые приметные сюжеты. Для него как соавтора книги важны главные события жизни литературного героя, формирующие образ исследователя, покорителя. Профессионализм обязывает следовать исторической правде, поэтому его работа над каждой книгой превращается в долгий и кропотливый процесс.

А.С. Пушкин Бумага, акварельИ все же главное достоинство художника в том, что на протяжении всей своей жизни он остается верен призванию лирика, романтика, создающего запоминающиеся образы Дальнего Востока. Он из тех немногих авторов, кто не стремится за мимолетной популярностью, славой и никогда не изменяет своему творческому кредо.

Марина КОНСТАНТИНОВА