Арсеньевские сюжеты в Большехехцирском заповеднике

Макет хребта Большой ХехцирБольшехехцирский заповедник, старейший в Хабаровском крае, создан в октябре 1963 года, но еще раньше именно эта часть Большого Хехцира привлекала внимание первых исследователей юга Дальнего Востока. Среди них Владимир Клавдиевич Арсеньев, исходивший в начале XX века хребет Сихотэ-Алинь, по его собственному выражению, вдоль и поперек, руководивший экспедициями по изучению горных районов Уссурийского края, которые прежде являлись «белыми пятнами» на картах Приморья и Хабаровского края.

Лес в музее

Некоторые страницы истории освоения края отражены в музее Природы Большехехцирского заповедника, который существует с 1993 года в селе Бычиха Хабаровского района. В 2017 году решили реконструировать старую экспозицию, а реализовать проект помог давний партнер ФГБУ «Заповедное Приамурье» Александр Сучков.

«В тематике его композиций отчетливо прослеживается интерес к истории и этнографии Дальнего Востока. Для Александра Александровича важно воссоздать среду, найти этнографически точные детали, что, впрочем, не приводит к сухости произведений. Художник также обладает умением раскрыть достоинства обыденных артефактов, по сути, лишь фрагментов уже „смытого временем“ культурного слоя». Так оценивают творчество этого мастера хабаровские искусствоведы.

Вершина Большехехцирского заповедникаВ работе над новым образом музея природы Большехехцирского заповедника Александру Сучкову удалось наполнить практически разрушенное помещение атмосферой дикой природы. Центральной частью музейного пространства стала панорама Хехцира, отражающая состояние тайги и ее обитателей в разные времена года.

— Я оставил нетронутыми в музее только часть одной стены, где хорошо сохранилась роспись, и резьбу по дереву. Все остальное пришлось приводить в порядок, — рассказывает художник. — Самую длинную стену оформил по временам года, и теперь можно увидеть, как меняется природа весной, летом, осенью, зимой. Все пейзажи написаны с натуры, а главным фрагментом панорамы стала известная многим природная композиция Большехехцирского «Вороньи камни». Уверен, что и Арсеньев исследовал эту часть тайги...

В средней части зала музея Природы расположены два столба. По мере воплощения проекта они превратились в два могучих раскидистых дерева.

— Это работа Валентина Прудникова, — продолжает рассказ Александр Сучков. — Мы с ним выезжали на Хехцир и собирали там, где это позволено, старую кору с поваленных деревьев. Затем он наклеивал кору на основу и использовал для оформления столбов-стволов. Еще мы собрали в лесу ветки кедра и лиственницы, законсервировали их и превратили в крону музейных деревьев.

Скульптура ДерсуЗнак от Дерсу Узала

Автору обновленной музейной экспозиции и визуального образа экотропы «Родник Дерсу», которая проходит недалеко от усадьбы Большехехцирского заповедника, об Арсеньеве известно многое. К примеру, что в районе Корфовской у Владимира Клавдиевича была дача. Александр Сучков уверен: Большой Хехцир исследователь знал как свои пять пальцев.

— Точное положение дачи, правда, мне не известно, но писали, что его сын пешком ходил на карьер Корфовский. Потому, думаю, дача была недалеко. К тому же, Арсеньев дружил с начальниками станций Корфовская и Хехцир, так что Хехцир — родное для него место. Предполагаю, что и таежный проводник Владимира Клавдиевича гольд Дерсу Узала тоже бывал здесь, — размышляет художник.

Об этих и многих других фактах из жизни Арсеньева, о его экспедициях и методах сбора материалов рассказывают тем, кто сегодня решил пройти по экотропе. Неудивительно, что у гостей заповедника возникает ощущение, что идут они след в след с выдающимся путешественником.

Осенью 2019 года художник Сучков приступил к работе над скульптурой Дерсу, и уже через несколько месяцев она поселилась на экологической тропе. Это был подарок сотрудникам заповедника, однако проводник Арсеньева появился здесь не случайно. Дело в том, что Александр Сучков пообещал сам себе поставить скульптуру знаменитому гольду, в случае, если выживет в одной экстремальной ситуации.

Обновленная экспозиция— Несколько лет назад я участвовал в российско-японской археологической экспедиции по Сихотэ-Алиню, — вспоминает Александр Александрович. — Так случилось, что надувные лодки, в которых мы сплавлялись по реке Мули, попали в залом. Вещи разметало по сторонам, сами мы кое-как выбрались на берег, а вот один молодой японец не успел. Он зацепился за ветку висевшего над водой дерева и держался из последних сил, чтобы его не утащило в залом. Недолго думая, я бросился ему на помощь, но не тут-то было. Сам застрял вместе с ним, ухватившись за ветку...

Неизвестно, удалось бы выжить обоим участникам экспедиции, если бы не всплывший вдруг в памяти художника отрывок из повести Арсеньева «Дерсу Узала», где описывается похожий случай. Плот участников похода 1907 года тоже разбило изломом, Дерсу упал в воду, но сумел уцепиться за дерево. Из этого непростого положения он стал подсказывать своим друзьям, какие действия нужно предпринять, чтобы помочь ему выбраться на берег.

Вот этот отрывок.

"...Мы бросились бегом по берегу с намерением протянуть гольду шест, но река здесь делала изгиб, и мы не могли догнать плот. Дерсу делал отчаянные усилия, чтобы снова приблизить его к берегу. Но что значила его сила в сравнении с течением реки! Впереди, метрах в 30, шумел порог. Стало ясно, что Дерсу не справится с плотом и течение непременно увлечет его к водопаду. Недалеко от порога из воды торчал сук утонувшего тополя. Чем ближе приближался плот к водопаду, тем быстрее несло его течением. Гибель Дерсу казалась неизбежной. Я бежал вдоль берега и что-то кричал. Сквозь чащу леса я видел, что он бросил шест, стал на край плота и в тот момент, когда плот проносился мимо тополя, он, как кошка, прыгнул на сук и ухватился за него руками.

В музее Природы Большехехцирского заповедникаЧерез минуту плот достиг порога. Два раза из воды показались концы бревен, и затем их разметало на части. Крик радости вырвался из моей груди. Но тотчас же появился новый тревожный вопрос: как теперь снять Дерсу с дерева и надолго ли у него хватит сил? Сук торчал из воды наклонно по течению, под углом градусов в 30. Дерсу держался крепко, обхватив его руками и ногами. К несчастью, у нас не было ни одной веревки: они все ушли на увязку плота и теперь погибли с ним вместе. Что делать? Медлить было нельзя. Руки у Дерсу могли озябнуть, устать и тогда... Мы стали совещаться. В это время Чан Лин обратил внимание на Дерсу, который делал нам рукой какие-то знаки. За шумом воды в реке нельзя было расслышать, что он кричал. Наконец мы поняли его: он просил рубить дерево. Валить дерево в реку против самого Дерсу было опасно, потому что оно могло сбить его с сука, за который он держался. Значит, надо было рубить дерево выше. Выбрав большой тополь, мы начали было его рубить, но увидели, что Дерсу отрицательно замахал рукой. Тогда мы подошли к липе — Дерсу замахал снова. Наконец мы остановились около большой ели... Дерсу дал утвердительный знак. Теперь мы поняли его. Ель не имеет толстых ветвей, и потому она не застрянет в реке, а поплывет. В это время я заметил, что Дерсу показывает нам ремень. Чжан Бао понял этот знак. Дерсу указывал, что ель надо привязать. Я спешно стал развязывать котомки и собирать все, что было подходящего и что могло хоть как-нибудь заменить веревки. Для этого пошли ружейные, поясные ремни и ремни от обуви. В котомке Дерсу оказался еще один запасной ремень. Мы все их связали вместе и одним концом привязали ель за основание.

Ручей БыковаПосле этого мы дружно взялись за топоры. Подрубленная ель покачнулась. Еще маленькое усилие — и она стала падать в воду. В это время Чжан Бао и Чан Лин схватили концы ремней и закрутили их за пень. Течение тотчас же начало отклонять ель к порогу, она стала описывать кривую от середины реки к берегу, и в тот момент, когда вершина проходила мимо Дерсу, он ухватился за хвою руками. Затем я подал ему палку, и мы без труда вытащили его на берег".

— Как я вспомнил этот сюжет — не знаю, ведь читал повесть давным-давно. И все же загадал: если выживу, непременно сделаю скульптуру Дерсу Узала и поставлю ее на тропе в Большехехцирском заповедник, — признается Александр Александрович. — И — чудо! В тот момент, когда силы были на исходе, я заметил проходящую по берегу участницу нашей команды и попросил ее наклонить в воду макушку тальника, росшего у берега дальше по течению реки. Она сделала это, а я сильно дернул ветку, за которую мы держались. Ветка отломилась и поплыла к берегу. Когда она поравнялась с тальником, мы уцепились за него и удачно выбрались на берег.

Ольга АПОЛЛОНОВА


Заповедник «Большехехцирский» расположен на низкогорном хребте Большой Хехцир в центральной части Среднеамурской низменности недалеко от города Хабаровска. Гора Хехцир является наивысшей точкой заповедника (949 м над уровнем моря). Площадь заповедника составляет 45,340 тыс. га.

Флора и фауна заповедника богата и разнообразна. Стык восточносибирской, охотской, дауро-монгольской и маньчжурской биогеографических провинций создают условия для высокого уровня биоразнообразия территории. Густой многопородный лес покрывает склоны Большого Хехцира, расступаясь лишь перед скальными останцами и курумниками. Обилие древесных и травянистых лиан и колючих кустарников делают лес труднопроходимым, похожим на джунгли.