Часы пик Татьяны Гогольковой

«Вдова полковника, или Врачи ничего не знают»

В спектакле Краевого объединения детских театров «Гедда Габлер» в постановке режиссера Татьяны Фроловой у заслуженной артистки России Татьяны Гогольковой роль небольшая, всего две сцены в начале и в финале пьесы, но ее невозможно назвать проходной или второстепенной. Актриса столь виртуозно владеет техникой и чувством сцены, так погружена в драматургический материал Ибсена, что оба появления в спектакле фрекен Юлиане (так зовут героиню Гогольковой) напоминают танец: столь совершенна пластика и так филигранно воплощены актрисой все нюансы внутренней жизни этой женщины, за сдержанными, даже чопорными манерами которой чудится тайна, которая, как аромат духов, продолжает витать в воздухе и после ее ухода.

Элегантная, осторожная, словно пантера, тетушка Юлиане движется по кругу, пытаясь в диалоге с Геддой вызнать самое интимное, самое важное, что произошло между молодоженами во время свадебного путешествия. То, чего сама была лишена в жизни. Главное – выдержка, чтобы ни на секунду не дать почувствовать этой гордячке Гедде, что она уязвлена или унижена ее пренебрежительным отношением. Безупречная тетушка, навязывающая другой женщине свою модель поведения и смирения, о, какие страсти бушуют в ее душе, о которых никто из присутствующих даже не подозревает! И так всю жизнь, которая горела, плавясь и обугливаясь в пламени, – холодная никому не нужная, придуманная…

За роль фрекен Юлиане на краевом театральном фестивале «Звезды дальневосточной сцены» Татьяна Гоголькова была удостоена диплома в номинации «Лучшая женская роль сезона».

Еще одна роль, еще одна победа актрисы, которая служит в Хабаровском театре юного зрителя 30 лет.

Татьяну любят не только зрители, но и партнеры, режиссеры. На протяжении своей творческой жизни Гоголькова переиграла такой разнообразный репертуар, которым не всякая драматическая актриса может похвастаться. Кроме того, ее голос часто звучал по радио, она много работала на телевидении, и это интереснейшая страница в судьбе Татьяны Гогольковой. Таких режиссеров как Галина Ивановна Завода, Лидия Яковлевна Славутская, она до сих пор считает своими учителями, педагогами и наставниками. Мастера в своем деле, эти режиссеры сумели извлечь из голосового арсенала актрисы ту единственную интонацию, которая составляет суть ее индивидуальности.

Одна из работ на радио, о которой сама актриса вспоминает с неизменной теплотой, – сказочный персонаж Бегемошка в авторской программе Елены Добровенской «Остров Где-то Тут». Главная прелесть этой работы состояла в том, поделилась Татьяна, что ничего они заранее не готовили, работали, что называется, с листа, весело, легко, с удовольствием.

Но основное в ее жизни – это, конечно, сцена, которая стала для Гогольковой местом самовыражения, когда каждая новая роль – откровение и шаг к вечному поиску красоты и гармонии. А еще Татьяна необыкновенно праздничная актриса, потому что от всего, что делает, получает огромное удовольствие, которое переливается в зрительный зал живительной энергией. Это придает ее дарованию особый шарм. И вообще, чем больше узнаешь актрису в разных ролях и спектаклях, тем сильнее убеждаешься, что по своей собранности, яркости, умению с ходу войти в любые предлагаемые обстоятельства Татьяна Гоголькова одна из лучших актрис города. К 70-летию Хабаровского края она была отмечена почетным знаком, не раз становилась лауреатом губернаторской премии в области театрального искусства.

Некоторое время назад в ТЮЗе выходила газета «О нас и для вас», которую выпускала для коллег и друзей театра тогдашний завлит Наталья Ангарская. Один из номеров этого издания был посвящен Татьяне. Вот что актриса сама рассказывает о себе и своей профессии.

 

«Вишневый сад»

Началось с игры

Может, потому что мне самой в жизни не хватало праздника (отец был военный, и мы постоянно переезжали из гарнизона в гарнизон), я устраивала праздники для других: организовывала с детьми концерты и спектакли для наших родителей. Больше всего мне нравилось, когда люди смеялись, и я сочиняла истории про Ваньку-дурачка, которые сама и разыгрывала. Я была счастлива оттого, что взрослым и детям весело, а самое главное, они все смотрели на меня и дружно аплодировали. Вряд ли тогда я сознавала, что вся моя жизнь будет проходить на сцене, а люди будут не только смеяться, но и плакать над судьбами моих героинь…

Однажды, прочитав объявление в газете о наборе в Уссурийское культпросветучилище, я подумала, что это может быть очень интересно – работать в клубе и руководить каким-нибудь театральным кружком. Наверное, у каждого человека есть своя задача или свой час пик – так я определила для себя важные моменты жизни. Тогда настал час пик для училища, в которое я поступила после окончания восьмого класса. Училась весело, мне все давалось легко, но заканчивая училище, точно знала: в клубе работать не хочу, а что дальше делать – не знаю.

К счастью, на наш дипломный спектакль «Город без любви» приехала главный режиссер Приморского краевого театра кукол Ю.А. Григорьева и пригласила меня в свой театр. Я была счастлива: мне предстоит творить чудеса за волшебной ширмой, отделяющей реальный мир от сказочного. Правда, во время спектакля приключился казус: я упала на ширму, ширма – на пол, разрушив все волшебство…

С приходом опыта приходила необыкновенная радость от того, что ты сливаешься с куклой и ощущаешь ее как свое продолжение. И во мне крепла уверенность, что я нашла свое место в жизни. Правда, для себя решила, что мне необходимо учиться дальше.

Когда в Хабаровске открылся институт культуры, где в числе педагогов были блестящий театральный режиссер Анатолий Никитин и Вадим Демин, ученики Марии Кнебель и Алексея Попова, я поступила на отделение театральной режиссуры. До сих пор с благодарностью вспоминаю Демина, который учил нас не только думать и постигать азы театральной науки, но учил нас жизни. После окончания курса во многом под влиянием Вадима Петровича Демина я поехала в Комсомольск-на-Амуре, там в Доме молодежи открывался кукольный театр, которым я должна была руководить. Кукольный театр стал моим детищем, но вскоре мне пришлось с ним расстаться: я вышла замуж, а мужа пригласили в Хабаровск преподавать в институте культуры.

 

Уроки Станислава Таюшева…

На хабаровском театральном небосклоне в то время сияла звезда Станислава Таюшева, это было удивительное время – час пик для ТЮЗа, он тогда так и назывался – театр Таюшева. И я поняла, что хочу работать в его театре. Но на тот период труппа была укомплектована, и Таюшев, прослушав меня, сказал, что надо подождать. «Не будем ни на что надеяться, но и отчаиваться тоже не будем», – эти его слова стали с тех пор моим девизом. Положась на судьбу, я приходила в театр, смотрела спектакли, примеряла себя к той или иной роли. И однажды Станислав Владимирович пригласил меня в свой театр. Я была счастлива! Первой моей ролью стала Юлия Джули в спектакле «Тень». А последняя работа, сделанная совместно с Таюшевым, – Простакова в спектакле «Недоросль», который подготовили к юбилею театра. Роль – бенефисная, как подарок судьбы! Моя героиня ради любви к своему чаду никого не щадит, все сметает на своем пути, и вдруг понимает, что ее слепая любовь породила чудовище. Воительница, властная хозяйка, она в то же время несет в себе огромный разрушительный заряд, губящий окружающих и ее… Я благодарна судьбе за то, что довелось еще раз встретиться со Станиславом Владимировичем, почувствовать что многое умею и могу. Вообще всего, что в меня когда-то заложил Таюшев: отношения к профессии, самодисциплины, умения подчинить всю себя работе, мне хватило на всю последующую жизнь. Я была влюблена в него как в личность, но работать с ним было нелегко. Его режиссура, с виду неброская, очень тонко организована, а у меня, молодой актрисы, были другие выразительные средства.

… и других режиссеров

Я почувствовала себя актрисой в ролях Графини в спектакле «Р.В.С.», леди Анны в «Ричарде III», эти спектакли ставил Феликс Берман. Я просто купалась в роли Нэнси в мюзикле «Оливер» в постановке Ефима Звеняцкого. Были и другие режиссеры, которые оставили о себе добрую память – выпускник ГИТИСа Валерий Рыбаков, яркий, неординарно мыслящий человек, он сейчас работает во Франции, Александр Шелыгин («Дядя Ваня», «Дни Турбиных», «Вид в Гельдерланде»), у которого я сыграла свою любимую роль разбитной девахи Нинки (когда я работала над ней, вспоминала коммуналку своего детства, где мы жили) в спектакле «Вид в Гельдерланде». А Ян Георгиевич Панджариди, светлой души человек («Кабанчик», «Маленькая Баба Яга»), который был для меня как отец родной и с которым я могла советоваться не только на предмет роли, но и по житейским вопросам! Но самый понятный и близкий для меня режиссер – Вадим Гогольков. Мне было легко существовать в его спектакле «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» по пьесе Юхана Смуула, который он поставил на сцене ТЮЗа и в котором у меня была, пожалуй, самая любимая роль. (Критик Ирина Мягкова в журнале «Театральная жизнь» писала, что спектакль «Вдова Полковника» поставлен «во славу талантливых актеров, не находящих себе применения в повседневной жизни и творящих свой собственный чудный сон, в котором реализуют себя сполна». – Прим. авт.) «Вдова» продержалась в репертуаре около десяти лет, за это время мы все, его участники, стали дружной командой, понимающей друг друга с полуслова.

У меня нет четкого амплуа, все роли, которые я играю,  разные: классические, современные, характерные, вот только девочек-отличниц я, кажется, никогда не играла. Просто я пришла в театр не в самом юном возрасте, и у меня не было возможности девочек тиражировать. Ролями я не была обижена, это точно. А особая любовь – сказки, не потому что, играя в них, можно дурачиться, а потому что можно бесконечно фантазировать. Сказка в ТЮЗе – вещь особая. И зритель у нас тоже непростой, но он свой, родной… Хотя, мне кажется, спектакль во многом зависит от режиссера и актеров. В этом мы убедились на гастролях в Японии, где играли «Бунну». Другая страна, другой язык и культура, но режиссер Судзуки выстроил спектакль так, что он был понятен абсолютно всем.

 

«Сны в летнюю ночь, или Женитьба Бальзаминова»

Наука ожидания

В актерской жизни многое зависит от случая, так много проходит мимо... Когда-то я очень хотела сыграть Пеппи ДлинныйЧулок, но не довелось. Зато сегодня мюзикл по мотивам повести А. Линдгрен в постановке В. Оренова идет на сцене театра и я играю в нем роль мадам Розенблюм. Никогда не хотела играть Джульетту, а хотела сыграть Кормилицу. И сыграла. Я очень хотела сыграть Мэри Поппинс, Раневскую, Аркадину… Сыграю ли?
Самое трудное в актерской профессии – это научиться ждать – ролей, режиссера. А годы уходят, и ты понимаешь, что силы накоплены немалые, но чего-то ты уже не сыграешь никогда. В этих случаях надо уметь переключать себя на что-то другое – радио, телевидение, концертные программы. Главное, подходить ко всему творчески, не замыкаться в своих обидах.

Единственное что меня лечит – это сцена. Только там я могу сказать обо всем, что меня волнует, о чем думаю. Но если в театре неудача, то мне кажется, что рушится весь мир. И я счастлива, когда хорошо прошел спектакль, когда репетирую в замечательной пьесе и с интересным режиссером, когда не огорчает дочь, когда успех у мужа. А еще я счастлива, что меня окружают добрые, умные талантливые люди, мои друзья, коллеги и партнеры, которые всегда приходят на помощь. Театр как человек, у него тоже бывают взлеты, падения, периоды равновесия... Сегодняшний ТЮЗ переживает хорошее время – пришли новые молодые актеры, режиссеры, появляются интересные спектакли, в которых у меня самые разные роли: мать Валентины в спектакле по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» в постановке Константина Кучикина, мачеха в «Золушке» режиссера Юрия Уткина, фрекен Юлиане в ибсеновской «Гедде Габлер».

Театр дает ощущение молодости, непрерывности праздника. Одни поколения вырастают, сменяются другими, которые тоже приводят в театр своих детей и смотрят на сцену их глазами. Так вот, ради того чтобы в конце спектакля выйти, взявшись за руки, на поклон и увидеть в зале счастливые глаза детей и взрослых, все можно вынести.

Подготовила Светлана ФУРСОВА