В коллекции Дальневосточного художественного музея имеется небольшое, но емкое собрание икон, созданных в период с XV по ХХ век мастерами Палехской, Псковской, Московской, Новгородской школ, северного письма. Среди них есть действительно уникальная — «Шестоднев. Орудия страстей». Небольшая, всего 38,0 на 25,5 сантиметра, датируется началом XVII века. Поступила в 1931 году из Государственного исторического музея. Немногие знают, что она двусторонняя, или, как принято обозначать подобный тип икон в искусствоведении, билатеральная. В хабаровском музейном собрании это единственная икона с двусторонним изображением, да и в иконописании в целом они встречались не так уж часто. Работая долгое время с иконами, академик Академии наук СССР И. Э. Грабарь обнаружил интересную закономерность, связанную с написанием двусторонних икон Одну из групп, по его мнению, составляют те иконы, где на лицевой стороне чаще изображались Богоматерь, реже Спаситель и еще реже другие образы. А на тыльной стороне представлен крест в различных иконографических модификациях. Крест мог быть изображен шестиконечным, процветшим или в виде «Голгофы». В данных случаях этот дополнительный образ трактуется как «Поклонение кресту», где изображение на лицевой стороне — первоикона, как начало службы Торжества Православия. Вторая сторона иконы — «Поклонение кресту» связана с христианскими таинствами воплощения и искупления. Поскольку первое, по промыслу Божьему, влечет за собой второе, как финал, что также входит в службу Торжества Православия, праздника, которым завершается первая неделя (воскресение) Великого поста. Этот праздник был установлен в Византии в память окончательной победы православной церкви над еретическими учениями и особенно иконоборчеством. В этот день в кафедральных соборах перед иконами совершается молебное пение, возглашается многолетие верным членам Церкви и вечная память подвижникам православия, а еретики отлучаются от Церкви. Так, описав двустороннюю икону XII века «Спас нерукотворный» с изображением «Прославление креста» на тыльной стороне, кандидат искусствоведения сотрудник Государственной Третьяковской галереи В. И. Антонова указала, что обе стороны были написаны во Владимире разными мастерами: «Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. А художник „Прославления креста“ на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире». Такой образ с оборотным изображением креста был выносным, так как служба Торжества Православия обязательно включала в себя торжественные крестные ходы. Их существовало немало в течение года, когда духовенство и верующие с крестами, иконами, хоругвями и другими православными святынями с торжественным церковным пением обходили вокруг храма в пасхальную ночь, в праздник Богоявления 6/19 января и в память крещения Иисуса Христа 1/14 августа. Вторую группу составляют двусторонние иконы, у которых на тыльной стороне крест не изображался. Они существуют как результат копирования двух икон разного времени. Так, к примеру, «Донская» двусторонняя икона из Государственной Третьяковской галереи имеет на обороте изображение «Успения Богородицы» Феофана Грека, отличающееся лучшей сохранностью, чем лицевая. Естественно, что Феофан Грек в значительной мере сохранил характер контура оригинала, и сделал он это по той причине, что облик прославленной иконы должен был быть опознан верующими. Поэтому художник обязан был не только соблюсти иконографические формальности, но и удержать существенные особенности ее внешнего облика, те, которые мы называем художественными и стилистическими особенностями. Эта задача заставила Феофана Грека несколько изменить собственную манеру, в которой он работал прежде. Академик В. Н. Лазарев писал по этому поводу: «Берусь утверждать, что изменчивость манеры иконописцев обуславливалась в православном средневековье самим назначением и сутью иконописания. Известно, что, начиная с 7 Вселенского собора, церковь рекомендовала иконописцам писать образы со старых, признанных церковью образцов. Работая с этих образцов, художники не могли не изменить своей манере». Академик В. Н. Лазарев, в свою очередь, выявил закономерности, связанные с небольшими (24?19,5 см) двусторонними иконами (так называемыми таблетками), написанными на туго пролевкашенной паволоке. Они предназначались для того, чтобы класть их на аналой, высокий столик с наклонной верхней доской, на который при богослужении кладут книги и иконы. Именно таблетки располагали на аналое в дни тех церковных праздников, которые изображались на лицевой стороне этих небольших икон, либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на обороте. Их сменяли на аналое соответственно ходу церковного календаря, к тому же так они были более доступны для поклонения, чем большие иконостасные. Факт появления в искусстве иконописи двусторонних таблеток говорил о более интимном отношении к религии, когда икона приближается к верующему и между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь. Таким образом, двусторонние иконы в силу своей специфики использовали во время храмового богослужения соответственно православным праздникам, определенным церковным календарем. Икона «Шестоднев. Орудия страстей», представленная в экспозиции Дальневосточного художественного музея, относится к двусторонним выносным иконам. Она была реставрирована в 1974 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря и получила там более точное название «Шесть двунадесятых праздников» и «Орудия страстей». На лицевой стороне иконы в клеймах изображены шесть событий евангельской истории: Воскресение Христово, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног, Собор святых с Архистратигом, Благовещение и Распятие Христа. Над клеймами имеются надписи названий праздников. Вверху изображена Троица Ветхозаветная, по краям иконы, на полях — шесть образов преподобных святых, основателей монастырей, продолжателей традиций русского подвижничества: Симеона, Зосимы, Саватия, Сергия, Домиана и Макария. Композиция «Голгофский крест» с орудиями страстей, указанными в реставрационном центре им. И. Э. Грабаря, вписана прямо в ковчег по центральной шпонке оборотной стороны иконы. В центре композиции изображен восьмиконечный крест на ступенчатом основании, символизирующем гору, которая именуется Голгофой. У подножия Голгофы — черная пещера с черепом Адама. По сторонам креста тонкими линиями нанесены изображения копья и трости с губкой. По краям креста имеются надписи: «ИС. ХС.» и «НИКА», — с греческого «Победитель». На заднем плане — светло-охристая стена Иерусалима с плоским карнизом и двумя прямоугольными несимметричными выступами. В верхней части стены два арочных оконных проема, под ними — два аналогичных по форме проема дверей. Поклонение голгофскому кресту входило в церковную службу Торжества Православия. Лицевая и оборотная стороны иконы, возможно, объединены общей идеей, на что указывает построение композиции оборотной стороны и выделение ряда праздников пасхального цикла в целое на лицевой стороне иконы. Как многие «северные письма», икона выполнена плотными красками, с применением золочения, изобилует множеством деталей и орнаментальных узоров. Очевидны черты наивного провинциального искусства Севера: неровный рисунок, далекие от точности контуры, несколько плоскостные фигуры. Впервые эта икона экспонировалась на временной выставке «Идеалы добра и справедливости», которая состоялась в музее в 2000 году. Сегодня она включена в постоянную экспозицию иконописи и расширяет представления зрителей о художественном богатстве и многообразии русских иконописных школ. Наталия СТАРУН Литература
|
|||
|