Up'рель: дождь, солнце и рок-н-ролл

У любого времени свои ориентиры, особенные черты, по которым будут судить о той или иной эпохе. Для Хабаровска с его недолгой — в мировых рамках — историей есть свои маяки, определяющие облик города. Это вспышки судеб его обитателей. Самыми яркими огнями расцвечивают действительность дальневосточной столицы люди творческие, думающие, неординарные.

К таким островкам света относится и группа «Up’рель» с музыкальной дорогой длиной в восемь лет. Почему именно этим ребятам доверено зажигать в молодых глазах слушателей искры, не оставлять равнодушным даже случайного зрителя? Музыкант, фонтанирующий идеями, никогда не остается в одиночестве. Талант — сильнейший магнит, который непременно притянет таких же одержимых творчеством людей с сумасшедшим блеском в глазах. Так случилось в 2002 году, когда Михаил Никитин и Максим Жук начали играть свои песни, создав собственное энергетическое пространство. Свежее музыкальное явление незамедлительно вызвало резонанс среди талантливой молодежи, и вскоре к акустике и бас-гитаре добавились клавиши, ударная установка и гитара электрическая. Тогда же группе посчастливилось выступить на Дальневосточном рок-фестивале. Далее состав менялся, пополняясь единомышленниками, готовыми на любые смелые эксперименты и авантюры. Так, в Москву и Питер уехали клавишник Константин Данилов и гитарист Степан Юрлов, а «Up’рель» начал сотрудничать с самыми разными музыкантами: виолончелисткой Дальневосточного симфонического оркестра Яной Пискун, трубачом Константином Дробитько, вокалисткой Галиной Шмониной, Павлом Брезденюком из группы «Boloney» и другими замечательными исполнителями.

Сегодня вместе с Михаилом Никитиным, выступающим в роли вокалиста, гитариста и клавишника одновременно, в группе работают Александр Сальников, задающий ритм биения апрельского сердца с первых дней ее существования, Михаил Паршин, обожающий блюз, загадочный саксофонист Александр Шекура и Максим Рублев, с видом музыкального стиляги добавляющий бас-гитарой свои ноты в общую волну. Нежный вокал Виктории Гурьевой украшает «Up’рель», придает некую завершенность многим песням. А лирично-издевательская композиция «Где он теперь?», написанная на стихи Светланы Падериной, которую Вика исполняет дуэтом с другой бэк-вокалисткой Анастасией Виноградовой, стала той изюминкой концертных выступлений, без которой невозможно существование ни одного по-настоящему творческого коллектива.

Этимология названия «Up’рель» (англ. Up real — над реальностью) как нельзя лучше соответствует песенному настроению коллектива. С какой стороны ни посмотри: «Апрель» — весенний, струящийся, прозрачный, «Up’real» — ирреальный, волшебный, мечтательный. Серьезные интонации сочетаются с легкостью, несвойственной року, джазовые импровизации — с мастерской техникой исполнения, смысловой контент — с утонченной формой текстов. Все, о чем поет Никитин, лежит близко к действительности, но все же за гранью, отделяющей ее от вечной весны.

В поиске своего пути «Up’рель» пробовал разные стилистические направления, поэтому невозможно определенно назвать жанр, в котором исполняются их песни. Если сначала музыка тяготела к классическому року, еще через несколько лет насквозь пропиталась нежными и эфемерными интонациями, то сейчас тексты пронизаны романтикой воспоминаний и легкой грустью. Периодичность, с которой ребята меняют способ подачи материала, говорит о постоянных сомнениях, свойственных талантливым людям.

Процесс развития и созидания не терпит остановок, энергия бьет ключом, открывая новые возможности для самореализации: концерты в Хабаровске, гастроли во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре. Каждое выступление окрашено своими тонами, от обстановки зависит звучание. В клубах под «апрельскую» музыку можно потанцевать, расслабиться, на театральных площадках концерты приобретают оттенок камерных спектаклей. Ребята не раз выступали в театре КнАМ у Татьяны Фроловой, с хабаровским ТЮЗом их связывают две «Ночи в театре» и день рождения группы, который они отметили там в 2009 году.

В 2007 году «Up’рель» выступил на фестивале «Старый новый рок». Экспертный совет, в состав которого вошли Владамир Шахрин («Чайф»), Вадим Самойлов («Агата Кристи») и Владимир Елизаров, выделил из двухсот молодых музыкальных коллективов двадцать четыре и пригласил в Екатеринбург. Там начинающие группы получили возможность спеть на одной сцене с маститыми рокерами и получить опыт выступления на большой площадке.

Среди хабаровских проектов, в которых «Up’рель» успел поучаствовать, особо следует выделить Дальневосточный фестиваль молодых исполнителей джазовой музыки в 2009 году. Это событие отличается по формату от рок-фестивалей, на которых группе доводилось выступать. Фестиваль дал возможность получить бесценный опыт от профессионалов джазовой импровизации Сергея Манукяна, Вячеслава Захарова, лично пообщаться, задать давно волнующие вопросы и добавить в свои песни новые интонации.

«Up’рель» — коллектив, безусловно, концертный, и большинство записей сделано именно во время живых выступлений. Но кое-что можно послушать в качественном студийном варианте. Первой, в студии Антона Беляева, была записана песня «Я так решил», которая вышла на нескольких сборниках, позже появилась cover-версия наутилусовской «Джульетты». Группа записала ее в рамках проекта «Рокгерой», организованного участником «Агаты Кристи» Вадимом Самойловым для конкурса «Трибьют Нау». Лиричная и мягкая версия получила одобрение и прозвучала в московском эфире «Нашего радио» в рубрике «Худсовет». В 2009 году музыканты к общему восторгу поклонников записали наконец несколько песен, объединив их в акустический мини-альбом «Премьеры». Презентация состоялась в день рождения группы — 1 октября. В записи приняли участие Михаил Никитин, Виктория Гурьева, чьи голоса можно услышать на любом выступлении «Up’реля», и Константин Данилов, придавший сочным звучанием клавиш новую глубину знакомым песням.

Процесс работы над новой композицией происходит при участии всех музыкантов. Михаил приносит начальную зарисовку, ее обсуждают и пробуют «на вкус», появляется настроение, характер и форма будущей песни. Конечное звучание предугадать невозможно: зрители, атмосфера и общий настрой музыкантов вносят свои коррективы в каждое конкретное исполнение.

Внутри песен «Up’реля» — мир человека, создающего прекрасное из воздуха, из фантазий. Там оживает дождь, а рисунки на стекле расскажут больше любых слов. Белые пушистые ангелы ходят босыми ногами по подоконнику, а у людей вырастают крылья. Это пространство грез, параллельное, но и реальное одновременно. Синтез нежной музыки и прекрасных текстов дает эффект табакерки из сказки Одоевского, где крючки внутри механизма цепляли молоточки, а те извлекали из колокольчиков мелодию. Так и песни «Up’реля» задевают трепетные струны душ молодых слушателей, заставляя их звучать аккордами еще не один день после концерта. Поклонники у музыкантов самые разные, но их объединяет любовь к любому проявлению таланта, слегка отрешенный взгляд и особенное восприятие мира, чувство красоты, приподнимающее над обыденностью.

Каждое концертное выступление для «Up’реля» — маленькая жизнь. Она наполнена мечтами, любовью, но никогда негативом. Музыкальный дзен песен передается и тому, кто их слушает. Каждый участник вносит свою лепту в общение со зрителем, создавая ощущение личного диалога, особенно это чувствуется в небольших залах. Тут «Up’рель» домашний, близкий, прирученный зрительскими душами. На концертах Михаил иногда берет в руки акустическую гитару, может спонтанно исполнить какую-нибудь композицию, навеянную моментом. Тогда действо по создавшейся атмосфере и характеру игры напоминает известные в период расцвета русского рока квартирные концерты или «дискотеки для тех, кто умеет танцевать головой». Во время выступлений Михаил поглощен музыкой настолько, что порой не замечает ничего вокруг. Это делает звучание душевным независимо от того, проходят они в обстановке маленького бара или на стадионе «Платинум Арены». Поклонники часто устраиваются прямо на полу перед сценой. Такая близость делает слушателей соучастниками события, а музыкантам дает возможность получше рассмотреть тех, кому адресовано их творчество. Но есть и другой «Up’рель»: с профессионально звучащим громким «саундом», он органично вписывается в формат больших площадок. Поклонники с готовностью принимают любые метаморфозы, происходящие с коллективом, и с нетерпением ждут выступлений. Интересно побывать на концертах «Up’реля» любому музыкально неравнодушному человеку, потому что помимо песенного содержания (которое кому-то близко, а кому-то нет) всегда радует уровень исполнения, качество звука и вокала. После заряда из такой энергетической пушки можно с удовольствием отметить, что рок-н-ролл жив!

Процесс творчества — это счастье. Когда полученный результат эмоционально востребован и любим — счастье вдвойне. Муза для этих по-настоящему счастливых людей не гостья, а такой же полноправный участник группы. Она живет и в их инструментах, нашептывает невероятные музыкальные ходы, витает среди упругих мелодичных струй.

Сегодня «Up’рель» — блестящий хабаровский бэнд (а может, и брэнд?), украшающий любую концертную площадку города. Там, где главным участником события является талант, вы, без сомнения, услышите «апрельские» ноты.

Использованы фото С. Киянова, С. Шеремета,
У. Гареева, А. Хилика и из архива группы

Елизавета ПЫЛАЕВА