Аккумулируя позитив

В столице Республики Мордовия Саранске прошел VI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники»

Природа в марте не слишком щедра на краски. В графическом рисунке Саранска — небольшого, лишенного суеты и спешки — оттенки талого снега и просыпающейся земли. Но только лишь наступал вечер, картина менялась, и появлялся новый сюжет — яркий, светящийся. Огнями загорался Государственный русский драматический театр Республики Мордовия. Здесь восемь дней подряд свои спектакли представляли театры России, Молдовы, Казахстана, Украины, Азербайджана, Эстонии. Город Саранск стал точкой притяжения бывших соотечественников, которые, по сути, ими же и остались. Разные государства на географической карте, единое целое на карте театральной. Главные точки соприкосновения — русский театр, русский язык, русская культура. Да и сам фестиваль 2011 года посвящен 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, которое будет отмечаться в 2012-м.

«За шесть лет „Соотечественники“ стали не только важной частью жизни Саранска, — сказал на открытии фестиваля министр культуры Мордовии П. Н. Тултаев, — но и послужил импульсом к возникновению других творческих форумов — Международного фестиваля кукольных театров финно-угорских народов, фестиваля национальных театров (в Саранске есть Государственный национальный театр Республики Мордовия), Международного фестиваля классической музыки».

Фестиваль проходит при поддержке главы Республики Мордовия и республиканского министерства культуры, Министерства иностранных дел РФ, Союза театральных деятелей РФ, Министерства культуры РФ. Практически сразу его финансирование включили в бюджет республики, и в этом, по мнению директора Государственного русского драматического театра Республики Мордовия и члена организационного комитета фестиваля С. Ф. Игонькина, реальная доля ответственности республики за такую важную часть культуры, как театр. И еще один принципиальный момент: у «Соотечественников» нет спонсоров, хотя желающих помочь предостаточно, и это позволяет ему сохранять независимость. Возможно, еще и поэтому международный театральный форум в Саранске стал одним из самых престижных в России. Он представляет лучшие русские драматические театры, открывает новые имена и очень часто открывает им дверь в успешное театральное будущее.

Но чтобы сегодня написать эти слова, потребовалось немало усилий тех, у кого родилась идея фестиваля и кто сумел ее реализовать. Среди них Наталья Старосельская — писатель, главный редактор журнала «Иные берега» и шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» и председатель экспертной комиссии «Соотечественников». Наталья Давидовна вспоминает, что тогда, шесть лет назад, у многих вызывал недоумение выбор города для проведения фестиваля. Потому что Саранск был абсолютно нетеатральным.

«Я все это понимала, — говорит Наталья Давидовна. — Но, с другой стороны, с Мордовией связаны судьбы двух выдающихся людей. Михаил Михайлович Бахтин — величайший культуролог XX века — отбывал наказание в мордовских лагерях, а годы спустя именно здесь, в Мордовии, были впервые изданы его труды. И я хорошо помню, как люди из Москвы ездили в Саранск, чтобы купить книги Бахтина. И еще Степан Эрьзя — величайший скульптор, подаривший Саранску все свои работы, и сегодня они находятся в музее его имени. Мне показалось, что Бахтин и Эрьзя каким-то образом благословили это пространство. И я подумала: подойдет нам Саранск. Сделаем мы его театральным городом!»

Самый первый фестиваль прошел довольно трудно. В числе зарубежных участников было три театра — Белоруссия, Казахстан, Украина, зрительный зал заполнен наполовину, но уже тогда стало понятно, что путь выбран верный. Тем более что серьезную поддержку тогда оказал МИД России. Изначально ставка делалась на то, чтобы объединять на театральном форуме как можно больше бывших советских республик, и в итоге за эти шесть лет на встрече соотечественников не было лишь одной из них — Таджикистана.

Каждый фестиваль — это абсолютно новая история. Его почетными гостями в разное время были драматург Алексей Дударев и актер Владимир Гостюхин. Те, кто следит за «Соотечественниками», смогли увидеть совершено разную Ригу. Гостем одного фестиваля стал Государственный Рижский театр русской драмы, а на другой приехали молодые ребята из театра «ОСА» (общество свободных артистов) со спектаклем по стихам Евгения Евтушенко «Женя, а Вы знаете...». Такой же разной была и театральная Эстония, а в 2011 году впервые «Соотечественники» встречали Литву: участником VI форума стал театр «Арлекин» из Вильнюса. Это была клоунада — новая яркая краска на фестивале.

Открыл программу VI фестиваля спектакль Государственного русского драматического театра Республики Мордовия «Продавец дождя» Ричарда Нэша (режиссер А. Ермолин). Потом произошло «совершенно невероятное событие» (так обозначено в программке) — гоголевская «Женитьба», воплощенная художественным руководителем театра «У моста» (Пермь) Сергеем Федотовым (в этом году театр стал почетным гостем «Соотечественников»). Метаморфозы на грани мистики пермских актеров сменила особая тональность Русского молодежного театра из Эстонии (Таллин), представившего спектакль для семейного просмотра (это тоже из программки) «Поллианна» по произведению Э. Портер. Потрясающая атмосфера пластической драмы об Эдит Пиаф по пьесе И. Гриншпун «Падам... Падам...» (постановка и сценография Ю. Хармелина) Молодежного драматического театра «С улицы Роз» (Молдова, Кишинев). Играли Пушкина — весело, виртуозно — актеры Восточно-Казахстанского областного театра им. Жамбыла (Казахстан, Усть-Каменогорск). Сценическую версию «Метели» и «Барышни-крестьянки» представила режиссер театра Т. Баева в спектакле «Играем Пушкина». За встречей с Чеховым в спектакле Донецкого областного русского театра юного зрителя «Чайка» (режиссер О. Александров) последовала веселая, немного хулиганская клоунада «Smail-Dot-Net» театра «Арлекин» из Вильнюса. На закрытии фестиваля мощной завершающей точкой стала «Федра» Жана Расина — Азербайджанский государственный русский драматический театр им. С. Вургуна, режиссер А. Шаровский.

Восемь дней в особом ритме. Театральная жизнь не затихала даже ночью, потому что сцена готовилась к очередному спектаклю. Монтировщики, звукорежиссеры, осветители — это все службы Государственного русского драматического театра Республики Мордовия, и участникам фестиваля не приходилось заботиться о технической стороне дела. Восемь дней радости от новых встреч, впечатлений, ощущений. Обсуждение каждого спектакля театральными критиками, встречи жюри фестиваля с актерами и режиссерами, актерский клуб. Большая творческая команда, аккумулирующая позитив.

Фестиваль с самого начала задумывался не как призовой, а как встреча друзей, единомышленников. На память о «Соотечественниках» театры-соотечественники всегда увозили деревянную статуэтку и диплом. В этом году глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин учредил премию, которая вручалась от имени экспертной комиссии. Первым лауреатом стал Восточно-Казахстанский областной театр им. Жамбыла. Двадцать лет он не выезжал за пределы своей республики, с того самого момента, как Казахстан объявил о своей независимости. Участие в форуме «Соотечественники» стало прорывом. И возможно, по словам Н. Д. Старосельской, нынешний фестиваль проложил театру из Усть-Каменогорска дорогу к другим театральным форумам и проектам, как это произошло в свое время с молодежным театром «ОСА».

На VI фестивале к работе экспертной комиссии впервые присоединилось молодежное жюри. Театральные критики и журналисты из разных городов России и стран ближнего зарубежья представляли Москву, Нижний Новгород, Одессу, Ставрополь, Хабаровск. Все они ученики Н. Д. Старосельской, участники ее регионального семинара театральных критиков. Молодежное жюри учредило собственный диплом и вручило его Молодежному драматическому театру «С улицы Роз».

Происходит главное: изменились взгляды на Россию, на театральную провинцию, подтверждая мнение, что настоящий театр остался именно здесь. Саранск превратился в театральный город, в дни фестиваля зал на 476 мест уже не в состоянии вместить всех желающих, и проблема лишнего билета актуальна. «Соотечественников» ждут так же, как наступление весны.

Подобный фестиваль реален для каждого региона нашей страны, убежден С. Ф. Игонькин. Но это должна быть личная воля тех людей, кто берет на себя груз ответственности. Главное, не бояться воплощать идею, какой бы дерзкой она ни казалась на первый взгляд.

«Соотечественники». Имя фестиваля непафосное, емкое. Когда-то у приезжающих на фестиваль театров было одно отечество. Потом оно разделилось, разорвались нити, связывающие людей. Их соединяют «Соотечественники».

Елена ГЛЕБОВА