Глебова Елена

главный редактор журнала "Словесница Искусств"

Знаки города

Елена ГлебоваСолнечный город, проросший на берегу Амура всхожим семенем, со временем окрепший и взмахнувший вольными крылами, — Хабаровск. Земля, на которой он обосновался, помнит, как в XVII веке пришли сюда бородатые мужи на деревянных стругах, чтобы разведать неведомые края и привести «под высокую государеву руку» местные народы.

«Живя на земле, не теряй высоты...»

Александр Солодовников. Сеймчанский след. Издательство «Кордис», Магадан — Санкт-Петербург. 2017

Фадеев. Живой

Авченко, В. О. Фадеев / Василий Авченко. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 366 с.: ил.

Василий Авченко на презентации своей книги «Фадеев»Дальневосточный писатель Василий Авченко написал биографическое исследование об Александре Фадееве. Оно вышло в 2017 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ и представляет собой объемный портрет человека неординарного, искреннего, при жизни превращенного в бронзовый памятник, сброшенного в постсоветское время с пьедестала и ошельмованного. Следуя по линии жизни Фадеева, сверяя его время и наше и находя неразрывные связи, автор убедительно доказывает надуманность обвинений в его адрес и возвращает практически стертое имя в литературу, в нашу жизнь.

От неизвестного художника

Константин АнтиповВ небольшом удмуртском селе Ошторма-Юмья на севере Татарстана во время ремонта православного храма неожиданно обнаружили старинные настенные росписи. Автор неизвестен, но сделаны они через 50 лет после того, как здесь в 1843 году возвели деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Так случилось, что основные работы по их восстановлению взял на себя дальневосточный реставратор Константин Антипов. Сложный и кропотливый труд, полный сомнений, промахов и удач, занял полгода, но в итоге практически стертые временем фрески вернулись к прихожанам, лики святых засияли новым светом.

Выше неба

Николай Николаевич УГод назад в Южно-Сахалинске, в Музее книги Чехова «Остров Сахалин» проходила большая выставка «Люди Амура. История и современность». Большой проект Дальневосточного художественного музея занял достаточно много времени, но результат того стоил. Из четырех тысяч предметов этнической коллекции хабаровские музейщики отобрали 120 лучших образцов декоративно-прикладного искусства нанайцев, ульчей, нивхов, эвенков, негидальцев, орочей, удэгейцев, охватывающие по времени создания вторую половину XIX века и наши дни. Для многих «Люди Амура» стали открытием — орнаменты на халатах из рыбьей кожи, затейливо сплетенные тальниковые чаши, ковры из птичьих шкурок, веера из перьев совы. Но особо притягательной оказалась часть экспозиции, представлявшая творчество Николая У. Художника к тому времени уже восемь лет как не было, но его произведения — деревянная скульптура, арт-объекты, ритуальные предметы, декоративные панно — продолжали жить и восхищать.

Дар окрылять

Клавдия Павловна БелобородоваВоспоминания о дорогом, давно ушедшем человеке иногда складываются из небольших и даже каких-то малозначительных эпизодов. Но вдруг возвращается время. Когда я думаю о Клавдии Павловне Белобородовой, сразу начинаю ощущать запах осенней листвы, а сквозь нее тепло солнечных лучей. Последние приветливые дни перед долгой зимой. В один из них мы приехали с фотографом газеты «Приамурские ведомости» Валерием Токарским в Южный микрорайон Хабаровска по заданию редакции «Приамурских ведомостей» — подготовить материал к 80-летию известного дальневосточного искусствоведа.

С высоты птичьего полета

Елена ГлебоваО птицах можно размышлять бесконечно. В мифологии многих народов они участвовали в сотворении мира. У коренных жителей Нижнего Амура есть миф о гагаре. Оказавшись посреди бескрайнего океана, она в течение шести дней ныряла, а на седьмой достала со дна кусочек тверди, которая со временем разрослась и стала нашей планетой.

Творить благо, дарить добро

Светлана Анатольевна МонаховаКогда мы обращаемся к музыкальному прошлому Хабаровска, сразу приходит на память историческое исследование Светланы Монаховой, которым она занималась много лет, нанизывая на его нить забытые или малоизвестные факты, отыскивая редкие архивные документы, рецензии из дореволюционных газет.

Судьба Хабаровской оперетты

Тамара БабуроваКниги рождаются по поводу и без, пишутся на одном дыхании или собираются по крупицам долгое время. Изданная в Хабаровске в конце 2016 года театральная летопись «И в сердце остался след...» посвящена 90-летию Хабаровского музыкального театра и охватывает конкретный период — от точки рождения Хабаровской оперетты в 1926 году до ее перехода в новый статус музыкального театра в 2008-м. Эта история сложилась из архивных и внутренних театральных документов, программок, афиш, театральных рецензий, легенд и, что самое ценное, из голосов тех, кто служил на этой сцене: режиссеров, актеров, музыкантов, вокалистов, художников...

Листая семнадцатый год

Елена ГлебоваУ многих 1917 год ассоциативно связан с Октябрьской революцией. В советской историографии она названа «великой», в современных источниках — «октябрьским переворотом». В любом случае, это одно из крупнейших событий XX века, одновременно созидающее и разрушающее, сбрасывающее со счетов старые ценности и утверждающее новые. Многим гражданам Российской империи пришлось навсегда покинуть родину, гораздо большему числу людей предстояло научиться жить в новых условиях. Но все это произошло позднее. А пока, несмотря на тревожные знаки, жизнь катилась своим чередом. Благодаря документальному проекту «1917. Свободная история» (https://project1917.ru) появилась возможность узнать историю каждого дня переломного года непосредственно от его современников и главных действующих лиц. Авторы проекта, ставя своей задачей оживить прошлое и приблизить его к настоящему, используют только документы эпохи — ранее неизвестные фото- и видеодокументы, газетные публикации, объявления, письма, воспоминания, дневники.

 
RSS-материал