Катеринич Валентина

кандидат филологических наук, преподаватель латинского языка, литературный краевед

Правда жизни

В «Философском словаре» 1986 года читаем: «Социалистический реализм — художественный метод, сущность которого состоит в правдивом, исторически конкретном отражении действительности в ее революционном развитии». Школьники советского времени хорошо помнят эту формулу и знают, что первые произведения социалистических реалистов появились в начале ХХ века: это были роман Максима Горокого «Мать», его пьеса «Враги», а также стихи Демьяна Бедного. После 1917-го к соцреалистам присоединили Маяковского, Шолохова, Эйзенштейна, Станиславского, Дейнеку, Шостаковича. Соцреализм превратился в международное явление: Анри Барбюс, Бертольт Брехт, Луи Арагон, Пабло Неруда, Назым Хикмет, Жоржи Амаду, Юлиус Фучик и другие выдающиеся деятели искусства входили в этот список.

Третий Федотов, Алексей Алексеевич

Алексей ФедотовКак живописец А. А. Федотов начал выставляться с 1970 года, был участником городских, краевых, зональных выставок. И только в начале ХХI века в Каминном зале Дома творческой интеллигенции состоялась его первая персональная выставка «По следам моей памяти», посвященная отцу. Здесь были представлены работы, выполненные на основе того богатого материала, что накопился за годы странствий по Дальнему Востоку и отложился в виде многочисленных этюдов и карандашных зарисовок. Итак, первая персональная, а художнику уже 55. Похоже, он не спешил или был занят чем-то иным.

Эпистолярный роман с Михаилом Гутманом

Михаил ГутманВ мае 1999 года я получила из Находки книгу стихов и поэм Михаила Гутмана «Попытка прогулки». Эпистолярное знакомство произошло благодаря другому поэту из Приморья, моему старому знакомому Евгению Лебкову, который и поведал мне об оригинальной музе Михаила Гутмана.

Комментарий

Валентина КатериничИсследование Е. И. Титова читается и теперь с большим интересом. Научная точность и основательность сочетаются в нем с ярким, живым языком и оригинальным взглядом на предмет.

Нижнеамурский ветер века

Марк Аврелий и другие

Валентина Катеринич. Рисунок А. ЛепетухинаВ «Словеснице искусств» (№ 6, 2000 г.) мне приходилось уже писать о старопечатных книгах на латинском языке, что хранятся в отделе редких и ценных книг Дальневосточной государственной научной библиотеки.

«Эдип тиран» Александра Мещерякова

Разгадывать загадки ведь не каждому дано,
ведь это дело прорицателей, —
а ты не смог, не понял предсказания,
богам не внял ты...
Эдип — Креонту (перевод А. Мещерякова)

Футуристы на Дальнем Востоке

Давид БурлюкВзгляд из начала XXI века

Черно-белый аккорд с восточным колоритом

«Неспешную прогулку» по краевой столице, а теперь и по столице Дальневосточного федерального округа совершили два друга: художник и поэт.

Им хотелось не просто проиллюстрировать картинки города с помощью стихотворных текстов, но добиться определенного гармонического единства. Обратив при этом дружественный взгляд в сторону Страны восходящего солнца... Ведь поэтический жанр «хайкай» (хокку, хайку) давно уже вышел за пределы Японии и успешно осваивается в странах иных культур, в том числе в России.

Благо творящая. Искусствовед Валентина Старикова

Валентина Гавриловна СтариковаГоды жизни хабаровского искусствоведа Валентины Гавриловны Стариковой — 1914–1999. В далеком 1964-м довелось мне писать для «Молодого дальневосточника» статью к 50-летию Стариковой. Уже тогда было понятно, что она, человек-невеличка непрезентабельного вида и неисчерпаемого вдохновения, совсем не похожа на строго академического «веда», к которому иронически обращался Маяковский: «Профессор, снимите очки-велосипед!». Как человек, как искусствовед она прожила жизнь, девизом которой были любимые ею строки Пастернака:

Жизнь — ведь это только миг,
Только растворение
Нас самих во всех других,
Как бы им в дарение...

Теперь, в канун 100-летия Стариковой, масштаб ее личности и ее вклад в общее дело видятся куда значительней. Повторю с полной убежденностью вслед за художником Александром Лепетухиным: «Роль Валентины Стариковой недостаточно оценена. А ведь в ее лице дальневосточная культура получила эталон вкуса».

Импульс к написанию этих заметок пришел не столько от личных воспоминаний (я имела честь быть другом Валентины Гавриловны), сколько от перечитывания переписки В. А. Фаворского и В. Г. Стариковой. Это эпистолярная нить, связующая в единое культурное пространство Центральную и дальневосточную Россию. Чем не довод в пользу вышесказанного?

 
RSS-материал