Легенды о Шаман-горе

Маргарита Полисаева, 8-й классКостер хозяина горы Тэул

В детстве я как-то спросил отца: «Почему Шаман-гора получила такое название?» Свой рассказ он начал так.

Ульчи эту гору называли Тэул (тэул — гора с ярусами). Тэул-гора — давно потухший вулкан.

В лесу, который растет на ней, обитает много диких зверей и птиц. Здесь можно было встретить кабанов и кабаргу, диких оленей, сохатых и медведей, соболей, белок и рябчиков, глухарей. Здесь растут кедр и тополь, дуб и черемуха и много разных деревьев. А сколько ягоды!

Давным-давно под этой горой располагалось небольшое ульчское стойбище Дяи. Однажды молодые люди из этого селения пытались подняться на гору Тэул, чтобы добыть пушных и крупных диких зверей, собрать ягоды. Старые ульчи давали наказ молодым: «Надо сделать обряд подношения хозяину горы. Без этого обряда не ходите на гору. Хозяин горы, который, по преданию, живет внутри горы и которого никто никогда не видел, — сильный шаман. На этом месте много людей бесследно исчезли. Сколько ни искали их, так и не нашли».

Варвара  Дечули, 8-й классНо молодые ульчи, не прислушиваясь к словам старших, начали восхождение на высокую гору. Как только они ступали туда, хозяин горы Тэул разводил огромный костер, вырывал с корнем большие деревья и бросал в огонь. На вершине горы собирались черные, мрачные тучи. Шаман — хозяин горы начинал камлать бубном. Звук перерастал в сильный гром со сверкающими молниями. От его пляски земля дрожала, от скал откалывались и с грохотом падали к подножию тяжелые камни. Вулкан закипал, и шаман напускал плотный, едкий дым. Начинался дождь с крупным градом. Поднимался сильный ветер, который перерастал в ураган со снежным вихрем. Ураган ломал толстые деревья, а от молнии начинался пожар.

Молодые люди в страхе бежали с горы.

И только тогда хозяин горы — сильный шаман успокаивался, тушил большой костер, прекращал камлать, плясать и петь свои громкие песни. Вулкан затухал. Буря стихала. Наступала тишина. Тотчас оживали птицы и начинали петь свои красивые, звонкие песни. Тучи уходили прочь — наступала ясная, хорошая погода. Появлялось яркое солнце.

Старые ульчи говорили: «Гора Тэул имеет сильного хозяина — шамана, он бережет свое богатство. Прежде чем подняться на гору, надо помолиться ее хозяину и попросить разрешения, чтобы он поделился с ними своими дарами природы».

Тэул-гору стали называть Шаман-гора. А прежнее название — Тэул в народе постепенно позабылось.

Умундума тэлунгу

Балана̄, нючкэ биду, би мин амбивай пансахамби: хайми Сама-хурэ ти гэлбусити? На̄н тэлунгувэ эймэ̄чилэ алдачахан.

Александр Кучекта

Нанʼисал эй хурэвэ Тэул гэлбуси бичити. Тэул-хурэ — балана гупгудюхэ а̄да. Ти дуэ̄нтэдӯ ха̄вудума балдӣн да̄и хурэндӯ бичинӣ тэ̄с малхӯ пурэндӯ балдӣ усэ̄лтэ̄сэ̄ли, чӣндэсэли. Эйдӯ малхӯ бичинӣ: нэктэ, уде, сиру, то̄, бую, сэ̄пэ, хулу, пиню, поро. Эй хурэндӯ балдинӣ: колдо мо̄, се̄вагда, оста мони, синенчура̄, хаматадэ̄хум мо̄. Хаматадэ̄хум те̄с малхӯ амтакаса̄л тидӯ балдӣн!

Балана̄-балана̄ эй хурэ пэдʼилэнӣ на̄ни гаса̄н Дяи гэлбусӣ бичинӣ. Эмдэрэ̄ эй гасандӯ би няудянӣʼсал Тэул хурэнтӣ торичӣ тахатӣ, бэ̄йчуми то̄ʼва, буювэ̄, усэлтэвэ̄, амтакава̄ гаӈдамӣ. Сагдилэ̄ би на̄нʼисали ти ня̄удякалтӣ вэ̄ндитӣ: «Кэсӣ гэлэксӯ хурэ̄ эǯэʼтин. Ти ана̄ эдӣ хурэ̄нʼти то̄роксу. Хурэ эǯени — те̄с даи, те̄с маӈга̄ сама̄. Ти хурэ̄нʼду ма̄лху нӣсэл вэ̄дэпти бичитэ̄. Тӣсалба хонэ̄ гэлэкэчум тӣ бакумдэ̄ кэвэтӣ».

Ня̄удянӣсал сагдӣ на̄нʼисал вэ̄ндивэ̄ долдамдэ долдаси, бэлбура̄ ти да̄и хурэнти то̄рити. Хонӣ тэ̄ӈ ня̄удяни на̄нисали дэрувӯ то̄ри эй хурэ̄нти, хурэ̄ эдǯэн, хурэ̄ долонӣ бӣни, тэс даи тава ивачум дэ̄рувунӣ. Тава̄ʼти тэ̄с даи мо̄салба дёлочӣн. Хурэ̄ порондун тэ̄с малхӯ сахарӣ, худэлӣ тэвэксэ̄ балдӣ осинӣ. Сама̄-хурэ эǯэн ундухувэ̄ дяпара̄, самасӣʼн. Ундухӯ уй̄син агдӣ мэ̄чилэ пӣчӯнэ̄си очин. Сама̄ мэ̄вридун на̄ дэ̄мэ̄р-дэ̄мэ̄р тӣни, ка̄дал дёлон те̄с хурэ пэдʼитини ча̄в тукулсувуʼни.

Есения Киструй, 8 -й классА̄да пуйсинӣ, сама-хурэ эдǯэн тес саӈня̄чувандӣни. Тэс маӈга тугдэ̄, бо̄но нэ̄нини, агдӣ пичӯнэсӣн. Тэ̄с маӈга хэ̄думбувуʼнӣ, пӣвсӯлӣʼнӣ, пуксӣлиʼнӣ. Пуксидʼи дялана̄ мо киӈда̄линэ̄, агдӣ пӣчунэ̄синидʼи маӈга̄ ǯэгдэ̄ осинӣ. Няудя̄ на̄нисали ӈэ̄лэм тургэ̄н хурэ̄ндʼи мэ̄нти мӯчӯǯувуʼхэт. Тара̄ хурэ эǯэн — да̄и сама̄ — да̄и тавава̄ гӯпувуʼни, самасумӣ, пилисилэ̄ми, яюмӣ ходинӣ. Ада пуйсум ходинӣ. Пуксӣ ходӯвӯʼдин. Хайкидэ̄хум сем-сем осӣ бичини. Чиндэсэл те̄с ларги чолчиӈдиʼтэ̄. Тэвэксэ̄ хаӈсӣ ӈэ̄нувуʼти — гэгде̄ ба̄ осинӣ. Сиу я̄м сиӯнэни.

Сагди нанисал вэнди бичити: эй Тэул хурэ да̄и эǯенʼчу, сама тес даи, нан ка̄ндючива̄ханэ̄ нӣсэлдʼи мэ̄н диргава̄. Хурэтӣ то̄у дюлудʼӣ, на̄нтин кэсӣ гэлэвӯ, на̄мчаву ӯсэлтэдʼӣ, амтакасалдʼи нʼиселду бӯву дэ̄ ая.

Тэул-хурэʼвэ — Сама̄-хурэ̄ гэ̄лбулэ̄хэти. Тэул гэ̄лбувэ̄н нӣсэл эркэдʼи онбохо̄ти.

Александр КУЧЕКТА, Наталья КУЧЕКТА