А Баба-яга не возражала

Музыка, как толкует словарь русского языка, это искусство звука. Своими средствами она может передать впечатление от окружающего мира, вызывая у слушателей ощущение света или тьмы, летнего зноя или ночной прохлады.

Откуда она возникла? Из песен женщин, которые укачивали детей. Из боевых кличей воинов, устрашающих врагов, протяжного зова пастухов, которым они собирали стадо. Позже заметили, что музыкальный звук можно извлечь из тугой тетивы лука, из стебля тростника или трубчатой косточки животного. Словом, музыкальные инструменты вокруг нас и все становится музыкой, достигая слуха человека, восприимчивого к прекрасному. Как и жизнь, которая зачастую бывает похожа на театральное действие, в которой все мы, по определению классика, актеры.

Дальневосточный композитор Дмитрий Голланд — автор музыки более чем к 60 театральным спектаклям, на его счету пять документальных фильмов, несколько радиопостановок. Рок-фолк-опера «Конек-Горбунок» по мотивам сказки Петра Ершова, поставленная на сцене ТЮЗа Вадимом Гогольковым и получившая премию администрации края в области театрального искусства в 1999 году, до сих пор в репертуаре театра. Это своеобразная «Синяя птица», которую можно назвать культовым событием в театральной жизни Хабаровска, хотя за это время сменился не один состав исполнителей.

Сегодня Голланд работает в театре пантомимы «Триада», пишет музыку ко всем спектаклям, которые рождаются на этой сцене. Однако путь в театр, без которого он себя просто не мыслит, был довольно прихотлив.

Дмитрий родился в Магадане, там закончил музыкальное училище, увлекся роком. Однажды в составе ансамбля приехал в Хабаровск покорять столицу Дальневосточного округа. Покорили или нет, сейчас уже не вспомнить, но работали увлеченно. По окончании службы в армии Дмитрий снова вернулся в Хабаровск, и так как ансамбль к тому времени распался, создал свою рок-группу, которую не мудрствуя лукаво назвал «Голландия».

«Голландия» выступала на первых дальневосточных фестивалях рок-музыки, имела своих почитателей и фанатов. Тогда же ее руководитель стал пробовать писать собственную музыку. Когда при краевой филармонии организовали профессиональную музыкальную студию, Голланда пригласили в нее в качестве аранжировщика.

Там произошла встреча с композитором Александром Новиковым, который, послушав опусы коллеги, произнес судьбоносную фразу: «Тебе надо писать для театра». Его чутью и опыту можно было доверять: в творческом активе самого композитора огромное количество спектаклей. Новиков же привел Дмитрия в краевой театр юного зрителя к режиссеру Яну Георгиевичу Панджариди, который как раз приступал к работе над спектаклем «Маленькая Баба-яга». Голланд стал работать над музыкой к спектаклю.

Надо заметить, что желание писать для театра у Голланда возникало и раньше. Больше всего привлекал театр пантомимы «Триада». По стилю, по форме он казался тем идеальным коллективом, с которым хотелось сотрудничать — пробовать что-то, искать, экспериментировать. Через друзей Дмитрий предпринимал попытки предложить художественному руководителю «Триады» Вадиму Гоголькову послушать его музыку, но ответ был скорее отрицательный.

Однако жизнь пишет свой сценарий. Почти в это время Гоголькова в качестве актера приглашают сниматься в документальном фильме Хабаровской студии кинохроники «Период быстрого сна», где Дмитрий Голланд выступал как автор музыки. Тут уж хочешь не хочешь, а прислушаешься. И к своему внутреннему голосу тоже.

Судьба? Наверное, двигаясь параллельно друг другу в одном направлении, композитор и режиссер, вопреки всем математическим законам, должны были неминуемо пересечься в какой-то точке. И это произошло на «Маленькой Бабе-яге». В силу трагических обстоятельств выпускать спектакль пришлось Гоголькову.

Итак, встреча состоялась. Отныне театр «Триада» обрел в лице бывшего рок-музыканта своего композитора. А композитор нашел свой театр и своего режиссера.

Первой совместной с Гогольковым работой стал спектакль «Страсть» по произведению А. С. Пушкина «Пиковая дама». Десять дней и ночей, увлекаемый гением поэта и ведомый режиссером, сочинял Дмитрий музыку к спектаклю, искал музыкальный эквивалент пушкинской «Страсти». Что-то переписывал, что-то уходило в корзину...

Театральный композитор — профессия штучная. Тем более на Дальнем Востоке, где людей, занимающихся сочинением музыки к спектаклям, можно пересчитать по пальцам. А между тем музыка не просто украшение, она может спасти спектакль, придать ему смысл, усилить эмоциональное впечатление, возвысить. Бывает, что и спектакль давным-давно сошел с подмостков, никто не помнит, а музыкальные номера из него, песни, романсы, звучат, исполняемые на всевозможных конкурсах и фестивалях как самостоятельные произведения.

«В Голланде меня привлекает сочетание глубокого мышления, на уровне Шнитке, с достаточно простой формой подачи — говорит художественный руководитель „Триады“ заслуженный артист России Вадим Гогольков. — Композитор чувствует сегодняшний день, он прекрасный мелодист. Кроме того, Дима любит литературу, в курсе всех книжных новинок, с ним просто интересно общаться».

Результатом первого творческого содружества композитора и режиссера стала ежегодная премия администрации края за лучшую музыку к спектаклю «Страсть», который и сегодня идет на сцене «Триады».

Однажды произошел курьезный случай. После спектакля к Голланду подошла зрительница, спросила: «Это вы автор музыки? Не может быть... Мне кажется, что я давным-давно ее где-то слышала».

Композитор принял это как своего рода комплимент: значит, музыка вышла за пределы спектакля, обрела самостоятельную жизнь, стала народной.

Потом был спектакль «Старик и море» по рассказу Хемингуэя, с которым театр выезжал на гастроли в Страну восходящего солнца, и надо было видеть, как японцы, народ в общем-то сдержанный, восторженно принимали эту карнавальную стихию, сотканную из музыки и танца, которая обрушивалась на зрительный зал подобно ливню. «Старика» в театре актеры до сих пор считают своим счастливым талисманом.

Затем «Чайка», «Парфюмер» — спектакли также удостоенные премий и наград.

Ах, какой вальс летит в «Чайке», рассыпаясь в воздухе, как осенние листья, тревожный, легкий, нервный! Исполняемый в разных разработках, он звучит то нежно, светло, то почти трагично, словно реквием по этим людям, уходящему веку, красоте. Вальс, вальс...

Кроме работы в «Триаде» Дмитрий пишет музыку к спектаклям других театров: драмы («Как управлять женой», «Отель «Танатос», «Забыть Герострата», «Любовь втроем» и т. д.), юного зрителя, кукол. Интересно было сотрудничать с Амурским театром драмы из Благовещенска в спектаклях «Вишневый сад», «Король Лир», «Поминальная молитва».

Работая с разными режиссерами, пробуя себя в различных жанрах, композитор видит свою задачу в том, чтобы воздействовать на зрителя эмоционально, заставить его сопереживать, грустить, плакать, смеяться.

Однако из-за того, что профессиональных композиторов в крае раз-два и обчелся, возникают проблемы. С одной стороны, делится Голланд, хорошо, что ты востребован. С другой, приходится иной раз соглашаться на работу, к которой не лежит душа — просто потому что больше некому ее сделать. Получается, что идешь на заведомый провал. Кроме того, не всегда режиссеры умеют обращаться с музыкальным материалом, не понимают, что используя в спектакле популярную музыку, они его обедняют.

«С Гогольковым все иначе, — добавляет Дмитрий. — Мне близко его мышление, его подход к драматургическому материалу. Он понимает, что музыка должна выполнять одну из важных задач в спектакле. Зная мои возможности, порой предъявляет высокие требования. Но даже когда мне приходится переписывать один и тот же номер несколько раз, я понимаю, что требования режиссера оправданы... Все мои этапные работы — те, которые созданы совместно с Вадимом Сергеевичем Гогольковым».

Последняя работа Голланда в театре «Триада» — музыка к мистической драме по мотивам повести Гоголя «Портрет». Премьера спектакля состоялась осенью 2007 года. Спектакль о творчестве, о том, что, ступив однажды на этот путь, человек не властен над своей душой, ибо его ведет какая-то неведомая сила, которой не всегда можно противостоять. Эта тема близка и понятна каждому художнику.

Но если для режиссера и актеров спектакль рождался в муках (видимо, с Гоголем шутки плохи), то музыка настолько органично вплетается в действие, словно сама муза напела ее композитору прямо в ухо. «Когда интересный литературный материал, то все получается», — замечает Дмитрий.

Вообще Голланду, с тех пор как стал работать в театре, неинтересно писать музыку просто так, для себя. Его стихия — театр. Поэтому все личные планы отныне связаны с планами «Триады» и с творчеством Гоголькова. Их даже на постановки в другие театры стали приглашать по принципу триединства: режиссера, композитора, художника.

...А дома стихия воды: рыбки, множество аквариумов, сквозь призму которых мир кажется цветным, переливчатым. Там, за стеклом, тоже спектакль со своим увлекательным сюжетом — рождением, борьбой, смертью — только безмолвный. Тишина, уверен композитор, лучшая музыка.

Светлана ФУРЦЕВА
Фото Сергея КИМА