Сердечное созерцание и совестная воля философа Ильина

Иван Александрович Ильин (1883–1954) – выдающийся русский православный мыслитель, философ, правовед, политолог, публицист и литературный критик. В его литературном наследии более сорока книг на русском и немецком языках (псевдонимы Н. Иванов, Н. Костомаров, Юстус, И.Л. Ивер, Старый политик, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Альфред Норманн, Юлиус Швейкерт).

И.А. Ильин родился в Москве 9 апреля 1883 года (по другим данным в 1882 году) в дворянской аристократической семье. Его отец Александр Ильич (1851–1921) был губернским секретарем, присяжным поверенным округа Московской судебной палаты, гласным Пронского уездного земского собрания, владельцем имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии. Мать – Екатерина Юльевна (1858 –1942), немка, урожденная Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион, лютеранка, принявшая православие. Дед Ивана Александровича, Иван Иванович Ильин, был военным инженером-строителем, полковником.

В 1901 году И.А. Ильин закончил московскую гимназию получив классическое образование. Он блестяще знал латинский, греческий, церковнославянский, французский, немецкий. В 1906 году закончил юридический факультет Императорского Московского университета (так же, как и три его брата, ставшие юристами), где и остался работать, одновременно читая лекции на Высших женских курсах в Москве. В 1909 году И. Ильин стал приват-доцентом кафедры истории и энциклопедии права. В конце 1910 года вместе с женой (урожденной Н.Н. Вокач), которая занималась философией, искусствоведением, историей, уехал на два года в научную командировку в Германию, Италию, Францию. Работал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Гёттингена, Парижа, выступал с докладами на семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Д. Нельсона, Э. Гуссерля. Не исключено, что молодой ученый (Ивану Ильину было двадцать шесть) читал лекции в Гейдельбергском университете и своему соотечественнику, студенту Петербургского университета В.Н. Иванову, в будущем крупному русскому писателю, историку, нашему земляку, который в 1909 и 1910 годах стажировался в университете на двух летних семестрах в семинарах В. Виндельбанда (1848 –1915) и Г. Риккерта (1863 –1936), представителей Европейской Баденской школы неокантианства с ее приоритетом социально-моральных ценностей (понимание философии как учения о ценности, отождествление социальных проблем с этическими). Примечательно, что уже зрелым мастером В.Н. Иванов посвятил свой философско-культурологический труд «Дело человека: Опыт философии культуры» (Харбин, 1933) этим известным философам: «Почитаемым учителям Вильгельму Виндельбанду и Генриху Риккерту, профессорам в Гейдельберге».

В Берлинском университете И. Ильин готовил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которую он защитил в 1918 году, став профессором правоведения. С 1916 по 1918 год Ильин преподавал в институте Шанявского, с 1920 по 1922 год – в Высшем музыкально-педагогическом институте и в Ритмическом институте. В это же время И. Ильин стал действительным членом Института философии.

Февральскую революцию философ воспринял как «временный беспорядок», а Октябрьскую – как катастрофу, и включился в борьбу с новым режимом. Его неоднократно арестовывали, а в шестой, последний, раз как активного противника большевистского режима вместе с другими 160 историками, философами, учеными и литераторами выслали из России в Германию на пароходе «Обер-бургомистр Хакен». В Берлине с 1923 по 1934 год И. Ильин был профессором в Русском научном институте, с 1924 года стал членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. С 1927 по 1930 год И. Ильин издавал и редактировал журнал «Русский колокол», став одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции. Он был тесно связан с Русским Общевоинским Союзом (РОВСом), который издал после смерти Ильина его работы под названием «Наши задачи» (1956). В 1930 году Ильин участвовал в Сент-Жюльенском съезде, организованном Русской секцией Международной лиги для борьбы с Третьим Интернационалом (известным под названием Лиги Обера). Несмотря на то, что Ильин был одним из идеологом Белого движения, он в своей политической философии основывался на принципах вне- и надпартийности и никогда не был членом ни одной политической партии и организации. С приходом к власти нацистов Ильин был уволен с работы, заключен под стражу, лишен права преподавать и публиковаться. Из-за преследований гестапо и угрозы заключения в концлагерь он выехал в Швейцарию при финансовой поддержке С.В. Рахманинова, который избавил Ильина от последующего насильственного возвращения в Германию. Ученого лишили права на политическую деятельность, однако научной работой он занимался до конца своих дней. В последние годы И. Ильин жил в пригороде Цюриха Цолликоне.

Михаил Нестеров. Портрет Ивана Александровича Ильина.  1921. Холст, масло. Государственный Русский музейИ.А. Ильин принадлежал к той философской эпохе, которую принято называть русским религиозным Ренессансом. В отличие от многих русских философов (князья С. и Е. Трубецкие, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев и другие) он шел своим собственным путем. И.А. Ильин был не только последователем и интерпретатором философии Гегеля, но и разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретическую познавательную концепцию. Он рассматривал познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в его «расколотости», в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. По философии И. Ильина, «мышление без сердца» цинично, «бессердечная воля», сколь бы упорной она ни была в жизни, оказывается животной алчностью; «воображение в отрыве от сердца» остается в конечном счете безответственной игрой и пошлым кокетством. В работе «Путь к очевидности» И.А. Ильин писал: «Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к цельной очевидности… он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой». Ильин видит путь преодоления расколотости в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Надежды на будущее Ильин связывает с «сердечным созерцанием», с «совестной волей» и «верующей мыслью». Главное, по мысли Ильина, – воспитание в русском народе национального духовного характера, из-за недостатка которого в интеллигенции и в массах Россия рухнула от революции. И.А. Ильин верил: «Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе «духовного характера». Русский народ, считал И.А. Ильин, нуждается в покаянии и очищении, в восстановлении «живой христианской совести», веры в силу добра, верного чутья к злу, чувства чести способности к верности. Без этого, по мысли Ильина, «Русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и в грязь». Но в душе русского человека неистребима надежда, которая сильнее отчаяния, поэтому Россия еще поднимется «во весь рост» и окрепнет.

Большой интерес представляет книга И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925), в которой автор выступает с критикой учения Л.Н. Толстого о непротивлении злу. Физическое принуждение Ильин рассматривает как зло, но для противопоставления злу, за неимением других средств, человек имеет право и даже обязанность применять силу. Насилие же, исходящее из злой воли, по Ильину, – это произвольное, безрассудное принуждение, направленное к злу.
До конца XX века в России об Ильине почти не говорили, и только после 2005 года в нашей стране было переиздано 23 сборника его трудов и снят фильм «Завещание философа Ильина».

Скончался И.А. Ильин 21 декабря 1954 года в предместье Цюриха Цолликоне. На плите, стоящей на могиле И.А. Ильина и его жены (она умерла 30 марта 1963 года), высечена эпитафия:

Alles empfunden
So viel gelitten
In Liebe geschauet
Manches verschuldet
Und wenig verstandet
Danke Dir, ewige Gute.

Простите, читатель, за дерзость вольного перевода:

Все чувствовал,
Так много страдал,
Созерцал в любви,
Был обременен долгами,
И немногое понял.
Благодарю Тебя, Вечное Благо!

В октябре 2005 года останки И.А. Ильина были перезахоронены в Донском монастыре в Москве.

Наталья ГРЕБЕНЮКОВА,
старший научный сотрудник литературного отдела Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова