«…И оживают куклы»

Семар и его сыновья Гаренг, Багонг, ПетрукКукольный театр ваянг — одно из самых любимых зрелищ у народов Индонезии. И еще одна яркая составляющая традиционного искусства островов Ява и Бали.

Яванский театр теней возник более тысячи лет назад на основе ритуала поклонения умершим предкам. Существовало представление, что ушедшие в мир иной обладают магической силой и могут оказывать потомкам покровительство и помощь. Первоначально в каждом доме люди вызывали души умерших предков, задабривали их угощением и благовониями. Это делал у яванцев, как правило, глава семьи в собственном доме. Позже это стало миссией определенных людей — жрецов, шаманов, а потом появилась специальная профессия — кукловоды, или даланги. В Индонезии представление театра теней всегда было традиционным ритуальным действом, а не развлечением. Кукловод-даланг приравнивался к служителю культа. Он оживлял кукол, читал текст, выполняя все это с огромным достоинством. Театр теней назывался ваянг кулит или ваянг полек (в зависимости от типа кукол). Слово «ваянг» обозначает всякое театральное искусство, но оно также означает и «тень», поэтому название яванского театра теней можно перевести и «театр теней богов», и «театр умерших предков». Представления теневого кукольного театра — один из самых распространенных и любимых видов искусства в Индонезии. Еще в VIII веке представления сцен из известных индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» разыгрывались далангами для пропаганды идей и ценностей индуизма. И сейчас в Индонезии народ хорошо знает героев древних эпосов, давно ставших излюбленными персонажами теневого театра ваянг. Так, Арджуна, Рама — положительные, добрые герои, олицетворяющие смелость, отвагу, справедливость. А Равана — зло, коварство, жестокость. Есть и представления с мусульманскими героями, порой комичные, но всегда поучительные. Еще одна группа известных персонажей ваянг — Семар и три его сына: Гаренг, Багонг и Петрук. Их еще называют понокаваны. Несмотря на внешнюю уродливость, это мудрые и преданные слуги и учителя знатных рыцарей и особ королевской крови, воспитатели подрастающего поколения богов. Театр теней ваянг проповедует жизненную мудрость, идеалы добра, а порой помогает решать назревшие в стране экономические и социальные проблемы, например снижение рождаемости (в Индонезии сейчас около 250 миллионов человек при общей площади 1,9 млн кв. км).

Представление теневого театраКуклы теневого театра настолько выразительны, что легко можно отличить добрых и злых героев. У благородных рыцарей (кшатриев) и особ королевской крови длинная шея, тонкий стан, непропорционально длинные руки, лицо и туловище золотистого или белого цвета, у отважного воина — черного. Сжатые губы означают остроту ума, голова украшена изысканным головным убором или прической. У коварного злодея (например Раваны) лицо красного цвета, оскаленный в улыбке рот, короткие толстые ноги. У труса лицо зеленого цвета.

Куклы деревянные объемные ваянг голек Рама и Сита.  Из коллекции Т. ТришкинойВсе куклы теневого театра, кожаные и деревянные, относятся к тростевым. Теневых кукол ваянг кулит вырезают, как правило, из кожи буйвола. Кожу растягивают так, чтобы она стала тонкой, почти прозрачной, выбивают специальными инструментами тончайший сквозной узор, потом промасливают и раскрашивают, кожаные фигурки делают с подвижными сочленениями рук, к которым прикрепляют палочки. Актер держит куклу одной рукой за основную трость, а другой — за эти палочки, водит куклой близко к экрану. Снизу на экран подается свет, цветные тени ажурных, тонко вырезанных кукол выглядят фантастически красиво на освещенном полотне, они оживают и кажутся объемными. Звуки народных музыкальных инструментов яванского оркестра гамелан усиливают торжественность, значительность этого таинственного действия. Такой оркестр есть даже в самой маленькой индонезийской деревне. Музыка в исполнении гамелана непривычна для европейцев, ее темп и громкость постепенно нарастают от тихих волшебных звуков, словно растворяющихся в пространстве, до впечатляющих громких ритмов, затем так же медленно затихает. Высокие женские голоса ведут сольную партию, порой без слов.

Кукла кожаная  ваянг кулит Злодей РаванаБывают и черно-белые теневые спектакли ваянг голек и ваянг клитик: белое — это освещенный экран, а черное — тени кукол, сделанных из дерева, которое не пропускает света. У кукол ваянг голек, деревянных объемных кукол, голова поворачивается с помощью вставленной в нее деревянной трости, за которую кукловод держит куклу снизу, одета она в традиционную яванскую юбку саронг из ткани батик. К рукам так же подвижно привязаны палочки. В паре Раму и Ситу различают по богатству головного убора: у Рамы головной убор более высокий, искусно вырезан и раскрашен, у Ситы — чуть ниже, другой формы. Другой тип — деревянные плоские куклы ваянг клитик. Искусно выполненный вручную рисунок на черном фоне с обеих сторон, традиционные мотивы юбок саронг, те же подвижные соединения на руках и основная трость внизу.

Очень интересна и необычна сама форма яванской плоской куклы теневого театра ваянг, в изготовлении которой применен плоскостной разворот фигур с изображением головы, рук и ног в профиль, а плеч и торса — в фас. Такое условное расположение тел в пространстве выглядит очень выразительно при свободном перемещении кукол вдоль экрана. У кукол удлиненные руки с большими кистями и острыми локтями, согнутые в коленях ноги и выдвинутая голова на длинной шее.

Кукол яванского театра теней можно увидеть в музее театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол (ГАЦТК) в Москве и... в галерее современного искусства «Метаморфоза» города Комсомольска-на-Амуре, где они живут уже восемь лет, бесконечно радуя взрослых и детей.

Оркестр гамеланПервых кукол для своей коллекции я купила в Индонезии в 2004 году, когда мы с мужем жили на острове Ява в течение года. Во время очередной экскурсии к храму Боробудур увидела у уличного торговца необыкновенных экзотических кукол с деревянными головами, в длинных юбках из ткани батик. В руках мужчины кукла мгновенно ожила: несколько поворотов головой, движения рук — нас поприветствовали и поклонились, окончательно очаровав и покорив. Стали выбирать куклу, у которой юбочка красивее, и вдруг — торговец, глаза к небу, печаль на лице: «Мадам, мистер, это же Рама и Сита, они так долго друг друга искали, а вы хотите их разлучить!» Действительно, как можно? Покупаем обе куклы, по богатству головного убора учимся различать Раму и Ситу. Позже я узнала, что это деревянные объемные куклы яванского теневого театра ваянг голек. Затем появились плоские деревянные куклы ваянг клитик с тонко выполненным с обеих сторон узором, тоже Рама и Сита. Друзья сказали, что это батик на дереве. При первой же возможности съездили в деревню на Центральной Яве, где делают деревянные сувениры в этой технике — кукол, маски, подносы, зеркала и даже сандалии сабо.

Кукла кожаная ваянг кулит Кришна  Из коллекции Т. ТришкинойА вот встреча с волшебными куклами из кожи буйвола ваянг кулит произошла в 2007 году в студии Хади Сукирно на Центральной Яве. Сначала я обошла магазин, полный подлинных сокровищ (ну чем не пещера Аладдина!): кожаные куклы, картины, выбитые на кожаных полотнах и обрамленные массивным деревянным багетом, мастерски вырезанным вручную, ширмы, ажурные веера, абажуры и многое другое. Здесь же идет неспешная беседа за чашкой чая, весело щебечут птицы в клетках. Зашедший к хозяину солидный американец сказал мне, что покупает кукол только здесь, это самая надежная студия, у хозяина и своя мастерская есть. Отправились в мастерскую, где Хади Сукирно любезно показал мне весь процесс изготовления кожаных кукол. Снимала камерой больше часа, едва веря своим глазам. Как по мановению волшебной палочки, из бесформенного куска тщательно выделанной воловьей кожи рождается ажурное чудо — кукла. А позже меня пригласили в зал, где проходят представления теневого театра, да еще и свой оркестр гамелан есть у хозяина с полной труппой музыкантов! В тот раз моя коллекция пополнилась двумя кожаными куклами (опять же Рама и Сита!). Через год, во время очередной поездки на Яву, к ним добавились два отважных воина, герои «Махабхараты» Арджуна и Кришна. Показывая кукол в родном Комсомольске-на-Амуре в галерее «Метаморфоза», часто слышала от детей и взрослых вопрос, как же выглядят отрицательные герои «Рамаяны» и «Махабхараты». И вот в апреле 2013 года привезла кожаного Равану — злодея, коварного ракшаса, который украл у Рамы любимую жену Ситу. Как и положено по канонам, у Раваны лицо красного цвета, толстые ноги и оскаленный рот. Надеюсь, что появится у меня и достойный Хануман, царь обезьян, необыкновенно выразительный персонаж с белым лицом благородного героя (он помог Раме вызволить Ситу из плена Раваны).

В студии Хади СукирноВ Индонезии представления теневого театра проходят как в специальных залах с профессиональным оборудованием, так и в сельской местности на площади, где просто натянуто белое полотно, стоят светильники, народ рассаживается вокруг экрана. Можно увидеть и цветные тени на экране, и сам процесс манипуляции куклами, то есть закулисную сторону спектакля. Можете даже сами поиграть на музыкальных инструментах. Кукловод-даланг сидит лицом к экрану, перед ним в центре срубленного дерева банана — гунунган, мировое дерево или символ мира и вечности гора Меру. В отверстиях по левую сторону от гунунгана располагаются отрицательные персонажи, по правую — положительные. В Индонезии кукловод должен быть настоящим виртуозом, ведь он ведет весь спектакль один, поочередно используя нужных кукол. Так, в представлении некоторых сюжетов «Махабхараты» участвуют более 200 кукол. Кукловод водит куклой близко к подсвеченному экрану, зрители видят цветную тень (если кукла кожаная). Если зрители местные, нет необходимости читать текст, всем понятны знакомые излюбленные сюжеты, просто играет оркестр гамелан.

Ки Мантеб СударсоноОдин из самых известных сейчас на острове Ява кукловодов (далангов) — Ки Мантеб Сударсоно, ему 65 лет. К своей работе относится очень серьезно, считает, что ваянг — для интеллектуалов, потому что заставляет думать. В ваянге надо размышлять, чувствовать. Ки Мантеб часто дает представления для высоких гостей в своей стране, а в 2004 году представлял Индонезию в Париже, когда ЮНЕСКО объявила ваянг достоянием человечества. Ему также принадлежит рекорд среди далангов по длительности представления: оно длилось 24 часа 28 минут. Ки Мантеб говорит, что уже написал завещание с просьбой похоронить его с куклами ваянг, ведь в них вся его жизнь, через театр он выражает себя, размышляет, молится и даже занимается политикой. Часто во время спектакля читает текст на древнеяванском языке кави. Ки Мантеб — само воплощение яванских традиций. На нем юбка саронг из ткани батик ручной работы, изысканная традиционная яванская шапочка, редкой красоты яванский кинжал крис с рукояткой из слоновой кости и ножнами, украшенными драгоценными камнями.

В июле 2013 года в галерее «Метаморфоза» открылась выставка «Нити судьбы», где кроме индонезийских тканей, шарфов, покрывал ручной работы были представлены все три вида кукол театра ваянг и маски. Ведь, как уже говорилось, часто роспись кукол и масок имеет много общего с мотивами батика.

Татьяна ТРИШКИНА