Парящий человек с руками-крыльями

Фотоальбом «Николай У. Откровение» вобрал творческое наследие одного из самых ярких мастеров Дальнего Востока.

Все мы от рождения наделены огромным богатством, имя которому — духовное наследие предков. И лишь единицам дано свыше не только осмыслить его, но и развить, а значит, приумножить. Николай У из таких людей. Половину недолгой (всего 50 лет) жизни он посвятил традиционному искусству резьбы по дереву, а также поискам своего слова в графике и живописи. Работы Николая У экспонировались на краевых, всероссийских и международных выставках; они хранятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, Государственного музея искусства народов Востока, Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств, во многих частных коллекциях у нас в стране и за рубежом.

Николай УНа презентацию фотоальбома «Откровение», которая проходила в зале краевого Дома народного творчества, собрались его родные, друзья, художники, искусствоведы из Хабаровска, Ульчского, Нанайского и Солнечного районов. Галина Теодоровна Титорева, руководитель сектора этнографии Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, представила фильм о Николае У «Свет в окне», снятый 20 лет назад и подаривший возможность вновь встретиться с художником, услышать его размышления о жизни и творчестве.

Скромный и самокритичный, Николай У не считал себя выдающимся художником. И был не мастак говорить, справедливо полагая, что за творца все могут сказать его произведения. А они у него очень многозначны и философичны. С одного взгляда не разгадаешь, что хотел выразить в них Мастер. Он и сам далеко не всегда мог объяснить, какие чувства и мысли предшествовали рождению той или иной работы. Но признавался, каким мучительным порой бывал этот процесс: «Я хочу возможности свои до конца исчерпать. Вот чувствую: тупик. Самое сложное — пробить его. И дальше уже простор открывается. Это часто бывает, когда новую вещь берешь — как об стенку головой бьешься...»

Кулуму (ваза). 2005 Дерево, резьба. 34 х 19,5. Из частной коллекции Михаила У, с. ДжариОстро ощущая свое время, его проблемы и вызовы, Николай У не смог бы его выразить, непреложно следуя канонам искусства нанайского народа. Он в своем творчестве вырывался за их рамки и в то же время оставался подлинно народным художником, сохраняющим национальный дух и особый художественный язык. Поделился с авторами фильма своей мечтой: раскинуть руки и подняться над землей. Но чтобы взлететь, нужно оттолкнуться от чего-то большого, твердого и надежного. Такого, как выкристаллизованная тысячелетиями традиционная национальная культура. Кстати, среди многочисленных образов, используемых Мастером в своем творчестве, нет-нет, да и встречается парящий в небе человек с руками-крыльями.

Часть произведений Николая У, созданных в самые продуктивные для него 1990-е годы, объединены темой Вселенной и человека. И в этом тоже просматривается глубинная связь народного мастера с национальными корнями. «Широко развитые у многих этносов Приамурья, Приморья, Сахалина космогонические представления явились первоначальной основой, наиболее древним художественным пластом в сложении орнамента народов Дальневосточного региона», — свидетельствует доктор исторических наук П. Я. Гонтмахер.

Родственники и друзья Николая У. В центре мама Майя Константиновна,  слева брат АлександрВ юности Николаю, пластичному и музыкальному от природы, прочили славу танцора. Но он избрал для себя другой путь. Его бывшая однокурсница по хореографическому отделению Хабаровского института искусств и культуры Маргарита Даниловна Ким специально к презентации альбома подготовила с участниками народного ансамбля «Сэнкурэ» танец, посвященный Николаю У. Гаврила Николаевич Баранов поделился своими воспоминаниями о том, как Николай учил его жену, известную нанайскую мастерицу Раису Григорьевну Баранову, делать тонкие и длинные стружки. Николай Николаевич был одним из немногих амурских мастеров, кто в совершенстве освоил искусство изготовления ритуальной стружки, которую шаманы использовали при камлании. А шаманы, в свою очередь, отправляли к нему людей, чтобы мастер вырезал для них сэвэны — амулеты, которые помогают победить болезни.

Ведущая презентации Надежда Ефимовна Кимонко, завотделом традиционной культуры Дома народного творчества Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры, выразила большую признательность всем, кто принимал участие в выпуске фотоальбома «Николай У. Откровение». Издание его стало возможным благодаря финансовой поддержке министерства культуры Хабаровского края, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ульчского района, компании «Эксон Нефтегаз Лимитед». Большой коллектив профессионалов напряженно работал над созданием фотоальбома в течение двух лет.

Шаманка. 1994  Дерево, резьба, тонирование, вощение. 26,5 х 9 х 4,3. ДВХМ. Хабаровск — Мы постарались собрать в нем все самое ценное из творческого наследия Николая У и выстроить материал так, чтобы не было стыдно перед его памятью, — сказала Галина Ивановна Першина, дизайнер альбома и один из его составителей. — Придавали силы и словно руководили нами сами работы художника. Когда я принесла в типографию сверстанный материал, сотрудники поначалу отнеслись к нему как к обычной, рутинной работе. А потом рассказали, что до позднего вечера рассматривали фотографии произведений Николая У, разгадывали их...

Автором идеи и главным вдохновителем издания стала Мадо Сопчовна Дечули, вдова Николая У, известный в крае национальный хореограф. Вот как она вспоминает их первую встречу:

— Летом 1983 года я начала работать в Найхине. Приехала моя мама, и мне нужно было купить кресло-кровать. Я пошла в магазин, а тут заходит Коля. Мы тогда еще не были знакомы. Но он меня почему-то узнал: «Ой, Мадо Сопчовна, здравствуйте, что вы тут делаете?» «Да вот, — говорю, — кресло-кровать купила, не знаю, как его нести». Он подошел, примерился, взвалил его на себя. «Все, — говорит, — унесу». До дома скорым шагом минут 15, а мы шли полтора часа, отдыхали. Он, бедный, весь взмок, потому что жара была страшная. Наконец добрались. А мама как раз сварила суп, и мы его угостили обедом. И мне так понравилось, как он ел. Потом сказал: «Спасибо большое». И ушел. Мама ко мне подошла и говорит: «Не отказывай ему...»

Искусствовед Галина Теодоровна Титорева (слева),  Надежда Ефимовна Кимонко У каждого из тех, кто пришел на презентацию фотоальбома, были свои воспоминания и впечатления, связанные с Мастером и его работами. Главный редактор журнала «Сообщества и альянсы на муниципальном уровне» Валентина Владимировна Кудряшова познакомилась с Николаем У незадолго до его смерти.

— Мы приехали в Сикачи-Алян на премьеру совершенно необыкновенного балета, который поставила Мадо. Это было так красиво! Когда спектакль закончился, выходя из зала, я увидела Николая У. А до этого я покупала его работы. И вот такая счастливая, что наконец встретила автора, говорю: «Какой вы талантливый! Спасибо вам огромное». А он улыбается: «Да это не я, это все Мадо...» Один человек завещал сделать после своей смерти на урне с прахом надпись: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Посетил планету Земля с такого-то числа такого-то года по такое-то число такого-то года». Мне кажется, это про него, Николая У. Вот он посетил этот мир и сделал его немного добрее, красивее, правильнее. Потому что держишь даже маленькую его вещь, и она заставляет тебя думать, смотреть по-другому на жизнь. Можно, конечно, грустить, что его уже нет среди нас. Но можно сказать: это большое счастье, что был рядом такой человек необыкновенный, сделавший столько вещей теплых, светлых, глубоких, которые разошлись по людям, — он как бы частички себя всем раздал. И спасибо Николаю У, за то что он приходил на планету Земля.

Янина КУЗИНА
Фото Владимира МАЙОРОВА и Галины ПЕРШИНОЙ