Русские педагоги в Маньчжурии

Неотъемлемая часть общей истории школы и педагогической мысли России — сложившаяся в первой половине ХХ века образовательная система русской диаспоры в Северо-Восточном Китае, базировавшаяся на идеях ценности российского образования, учета региональных особенностей Маньчжурии, этнокультурного взаимодействия с народами Китая. Русская школа и учительство сыграли огромную роль в сохранении национальной культуры, что позволило русским детям в Маньчжурии, находясь в китайском окружении, получить образование, воспитание, сберечь свой язык, национальную самобытность.

Первая русская школа в Харбине и ее ученики. 1900Большинство педагогов, работавших в Северо-Восточном Китае, были яркими, талантливыми личностями, отличавшимися достаточно высоким уровнем профессиональных и общественных интересов, пользовавшимися огромным нравственным авторитетом у своих учеников и их родителей. Среди них первый русский учитель в Маньчжурии И. С. Степанов. Когда в 1898 году первые строители КВЖД стали приезжать сюда вместе с семьями, то их жизненное обустройство в полосе отчуждения началось не только с постройки жилья и церквей, но и организации школ для детей. К концу года в поселке русских поселенцев появилась начальная школа, первая не только в Харбине, но и во всей Маньчжурии. Заведовать этой школой специально пригласили из России Ивана Степановича Степанова, окончившего в 1882 году Учительский институт в Поливановске Московской губернии. Первая школа, принявшая одиннадцать детей, являлась одноклассным начальным училищем. Так было положено начало образовательной деятельности российских педагогов в Северной Маньчжурии.

Другим виднейшим педагогом и общественным деятелем, сыгравшим значительную роль в истории русской школы в Маньчжурии, в воспитании и образовании не одного поколения русских, оказавшихся волею судьбы в Китае, был Николай Викторович Борзов. Окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, он начал свою служебную деятельность в Петербурге учителем в Мариинской женской гимназии, затем служил инспектором Первого Сибирского коммерческого училища в Томске, а с ноября 1905 по 1925 год являлся бессменным директором образцовых Харбинских коммерческих училищ КВЖД (мужского и женского), начальником Учебного отдела дороги. Именно с 1906 года работа в области школьного образования в Маньчжурии приняла вполне планомерный характер. Учебный отдел КВЖД под руководством Н. В. Борзова развернул широкую учебно-образовательную, внешкольную и культурно-просветительскую работу в полосе отчуждения земель, принадлежавших дороге.

Одной из главных функций Учебного отдела было обеспечение школ квалифицированными кадрами. С этой целью организовывались регулярные летние курсы, изыскивались иные возможности для повышения квалификации педагогов. С целью привлечения педагогических кадров учителя в Маньчжурии были причислены к категории служащих дороги и обладали рядом привилегий: обеспечивались квартирами, бесплатным отоплением и освещением, пользовались бесплатным проездом по КВЖД и российским железным дорогам.

Одной из важных инициатив Н. В. Борзова являлась организация им в 1907–1925 годах ежегодных летних учительских съездов КВЖД и Уссурийской дороги. На этих съездах обсуждались воспитательные задачи школы, проблемы развития педагогики и методики преподавания различных школьных дисциплин. Особенность съездов в том, что каждый из них носил свой отпечаток, например, в период начального устройства школ в 1906–1908 годах доминирующими были общие вопросы о постановке школьного дела на КВЖД. С докладами выступали не только учителя Харбина и приехавшие на съезд педагоги железнодорожных училищ, но и приглашенные из России специалисты. Так, на VIII съезде в августе 1914 года учитель железнодорожного училища из Никольска-Уссурийского И. Н. Маньков выступил с докладом «Родиноведение в начальной школе Приамурья», где впервые в отечественной педагогике автор ввел термин «краеведение».

На одном из таких съездов в августе 1910 года было создано Маньчжурское педагогическое общество под председательством Н. В. Борзова, начавшее издавать ежемесячный педагогический журнал «Просветительное дело в Азиатской России». Это был первый русский журнал подобного направления во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На его страницах отражались традиции воспитания и образования у народов Китая и Японии, что по замыслу издателя должно было способствовать лучшему пониманию национальных особенностей соседних стран, утверждению сотрудничества между ними. Общество организовывало заседания с чтением и обсуждением докладов и рефератов по различным вопросам научного и педагогического характера, чтением публичных лекций и курсов. Лекторами выступали преподаватели средних учебных заведений и местные общественные деятели.

В 1910 году под председательством Н. В. Борзова открылось Общество вспомоществования учащимся высших учебных заведений, окончившим средние учебные заведения Харбина. Оно оказывало студентам — выходцам из Харбина материальную помощь в виде ссуд, которые должны были быть погашены, когда получивший их прочно встанет на ноги. Общество действовало до начала 20-х годов ХХ века, когда в городе открылись свои высшие учебные заведения.

Педагогическая деятельность Н. В. Борзова в Маньчжурии многогранна. Личность и профессиональный опыт начальника позволили ему возглавлять Общество изучения Маньчжурского края (ОИМК), секцию культурного развития этого региона, Первое Объединенное общественное реальное училище в Харбине; организовать Народный университет и Высшие курсы для русских эмигрантов, преобразованные позже в Юридический факультет; преподавать русский язык и историю в Русско-японском институте, читать лекции в Педагогическом институте Харбина.

Харбин. Выпускники 1903 годаВ 1925 году, после перехода КВЖД (в ее ведении находились Харбинские коммерческие училища и Учебный отдел всех железнодорожных школ) в совместное советско-китайское управление, Н. В. Борзов вынужден был оставить все свои должности и уехать в США. Здесь известный харбинский педагог продолжал педагогическую деятельность в качестве председателя педагогического совета, преподавателя и председателя родительского комитета средней русской школы в Сан-Франциско, издателя ежегодника «День русского ребенка», активного члена Общества помощи русским детям за рубежом, председателя Благотворительно-просветительного фонда им. И. В. Кулаева.

Основатели классического мужского образования в Маньчжурии — В. Л. Андерс и Я. А. Дризуль.

Валентин Людвигович Андерс, поляк по происхождению, родился в Амурской области. В 1903 году закончил Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Затем переехал во Владивосток, где до 1908 года преподавал в мужской гимназии. В 1908–1909 годах содержал гимназию в Никольске-Уссурийском, которую перевел в Харбин вместе с педагогическим персоналом, где возглавил Первую мужскую частную гимназию. Она работала по программам классических гимназий российского Министерства народного просвещения и удовлетворяла всем требованиям, выработанным на последних педагогических конгрессах в Париже и Брюсселе. В. Л. Андерс ввел в учебном заведении широкое самоуправление, поощрял самостоятельность, свободу мышления гимназистов, что проявлялось и в их печатном творчестве; учащиеся разных классов гимназии выпускали небольшие журналы: «Звонок», «Рефератный вестник», «Друг гимназиста», «Друг учащихся». Директор гимназии стал инициатором проведения традиционных субботних чтений лекций — рефератов на научные и литературные темы: «Памяти русского поэта А. Толстого», «Славянский мир», «Пределы точных наук», «О значении спорта» и другие. В гимназии, которая состояла корреспондентом и поставщиком для Петроградской академии наук, были организованы кружок самообразования, кружок любителей природы, собравший гербарий местных растений из 286 видов, коллекцию насекомых и камней, духовой, симфонический, балалаечный оркестры. Для желающих преподавались музыка и танцы, для учащихся младших классов проводились уроки классного пения и для всех хоровое пение.

Гимназия В. Л. Андерса не пользовалась никакими дотациями, а содержалась исключительно на средства ее владельца. Валентин Людвигович был не только педагогом-практиком. Он написал и издал несколько учебников и учебных пособий по русскому языку, географии, истории, психологии. Когда в 1928 году гимназия была закрыта властями, В. Л. Андерс уехал в Шанхай, где тоже содержал гимназию, но умер талантливый педагог в Харбине.

Пользовалась большой популярностью в Харбине мужская частная гимназия Я. А. Дризуля, открытая в 1911 году. Она имела два приготовительных и три основных класса. Ежегодно тридцать учеников обучались в ней бесплатно. В 1913 году гимназии были даны права правительственной, что давало ее выпускникам возможность поступать в университет без вступительных экзаменов.

Я. А. Дризуль, по национальности латыш, уроженец Лифляндской губернии. Образование получил в то время, когда в Прибалтике преподавание, за исключением начальных школ, велось на немецком языке. С 1887 по 1905 годы он в Рижском учебном округе занимал должность учителя и заведующего в начальных училищах и одновременно был регентом хора в нескольких певческих обществах. В 1905 году Дризуль отправился в Харбин, где стал ближайшим помощником полевого лютеранского проповедника 3-й армии. По окончании Русско-японской войны совершал для образовавшегося уже в то время лютеранского прихода богослужения. Когда открыли в 1906 году коммерческое железнодорожное училище, а потом и гимназию М. А. Оксаковской, он заботился о том, чтобы дети-лютеране в этих учебных заведениях не остались без обучения Закону Божьему. С начала 1907 года Я. А. Дризуль работал в гимназии М. А. Оксаковской преподавателем немецкого языка. В 1920 году он поступил в только что открывшийся в Харбине Юридический факультет и успешно окончил его курс, а в 1924 году стал учиться на открывшихся Высших философско-богословских курсах. В 1930 году епископ в городе Лемзале Лифляндской губернии посвятил Я. А. Дризуля в сан лютеранского пастора и назначил его в Харбин. Духовный сан не мешал ему оставаться на посту директора школы.

С 1918 года он расширил свою гимназию, открыв реальное и коммерческое отделения, три приготовительных и семь основных классов, в которых до 1924 года учились только мальчики, а затем в нее стали принимать и девочек. Эта гимназия была единственной, где продолжалось преподавание латинского языка. В 1931 году на ее 20-летнем юбилее сообщалось, что за 14 выпусков гимназию окончили 560 человек и 150 сдали экзамены экстерном. Многие из ее бывших бедных, «бесплатных», учеников сумели окончить высшую школу и работали инженерами, врачами, педагогами как в Китае, так и в России и других странах. Более состоятельные ученики оканчивали высшую школу в Германии. Гимназия поддерживала живую связь с находящимися за границей прежними воспитанниками.

Основоположницей женского среднего образования в Маньчжурии стала. Мария Сергеевна Генерозова. Она окончила Институт св. Нины в Тифлисе и преподавала в Смольном институте в Петербурге, затем в Красноярске в женской прогимназии. В 1903 году она уехала в Харбин, где учительствовала всю свою жизнь. 15 августа 1903 года М. С. Генерозова открыла Первую женскую частную гимназию в Харбине. Начав свою деятельность с состава 6 преподавателей и 38 учениц, гимназия через год преобразовалась в полную классическую восьмиклассную женскую гимназию, быстро завоевала признание русских харбинцев и увеличила число учениц до 1 200 человек. Их узнавали по обязательной форме — коричневому платью и черному переднику. В гимназии Марии Сергеевны старались прививать учащимся религиозно-моральные устои, развивать чувство любви и долга по отношению к своей Родине. По отзывам бывших учениц, «вся жизнь Марии Сергеевны Генерозовой прошла в служении делу воспитания и образования молодежи, и теперь тысячи воспитанниц вспоминают с благодарностью о своей бывшей начальнице».

Пользовалась большой популярностью у жителей Харбина и женская классическая гимназия Марии Алексеевны Оксаковской, выпускницы Московского Николаевского сиротского института. С открытия гимназии в 1906 году в ней учились дочери руководства и старших служащих КВЖД, а также видных горожан. В 1908 году учебное заведение получило права государственных гимназий Министерства народного просвещения. С этого времени гимназию систематически посещали депутаты и командируемые приамурским генерал-губернатором для ревизии и присутствия на выпускных экзаменах. Деятельную поддержку учебному заведению оказывал сам глава Приамурского округа генерал-губернатор Н. Л. Гондатти. Как писал управляющий КВЖД генерал Д. Л. Хорват в связи с юбилеем гимназии, это было «одно из крупнейших на Дальнем Востоке средних учебных заведений с идеальной постановкой учебно-воспитательного дела». Гимназия с ее строгостью до некоторой степени имела атмосферу института благородных девиц. Журнал «Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке» отмечал, что «уровень образования в гимназии был настолько высок, что ему могли бы позавидовать и правительственные гимназии… отрадно было видеть на такой окраине, как Харбин, хорошо поставленное русское учебное заведение».

В женской гимназии М. А. Оксаковской ученицы воспитывались в любви и восприятии тех светлых образов женщин, певцом которых являлся великий Тургенев. Поэтому неслучайны были вечера, посвященные этому знатоку русских женщин, в глубоко русской по духу гимназии. Особенностью этой гимназии было и то, что в нее вместе с православными священниками, преподававшими Закон Божий, для религиозного воспитания учащихся других конфессий были приглашены ксендз и мулла.

Численность учениц, многие из которых учились бесплатно, возрастала с каждым годом: с 17 девочек в 1906 году (первый выпуск состоялся весной 1911 году в количестве 22 учениц) до одной тысячи в 1917 году. После Октябрьской революции 1917 года из России в Маньчжурию хлынул массовый приток беженцев. М. С. Оксаковская организовала в Харбине вечернюю гимназию, затем Первое мужское реальное училище и вечерние гимназические курсы, сделавшие 16 выпусков. При гимназии и реальном училище известный педагог открыла еще три приготовительных класса и детский сад.

После кончины в 1934 году основательницы школ благодарные воспитанники и воспитанницы, рассеянные по всему миру, вспоминали Марию Сергеевну с глубоким чувством уважения, а каждая годовщина ее смерти до 1945 года отмечалась харбинской общественностью.

М. А. Оксаковская и М. С. Генерозова, В. Л. Андерс и Я. А. Дризуль создавали систему гимназического образования дореволюционной России в Маньчжурии, которая закладывала основы всестороннего общего образования. В гимназиях преподавали историю, литературу, арифметику и математику, физику и космографию, географию, русский, французский и немецкий языки, Закон Божий, а также рисование, рукоделие, гимнастику и пение. В женских гимназиях открывались дополнительные педагогические классы, в которых изучались психология, педагогика и методика обучения. Выпускницы женских гимназий имели право преподавать в начальных классах элементарных школ. Гимназии готовили не просто образованных выпускников, они давали основы живописи, музыки, танца, знание иностранных языков, то есть способствовали формированию целого слоя культурных людей.

Подвижнической была деятельность В. М. Салтыкова, директора школы для глухонемых детей, единственной на Дальнем Востоке. Сам глухонемой, он окончил среднюю школу для глухонемых в России и, оказавшись в Харбине, в 1922 году организовал школу для детей с физическими недостатками. В качестве преподавателей занятия в учебном заведении вели члены местного отдела глухонемых, причем совершенно бесплатно. В школе учили грамоте, счету и ремеслу, приобретению некоторых знаний и навыков, необходимых для существования. В первый год обучались 14 детей и 17 взрослых по программам начальных школ по особому методу. Ежегодно школа также издавала однодневную газету, посвященную жизни глухонемых.

Педагогами от Бога, по мнению бывшего харбинца Г. В. Мелихова, были учителя и воспитатели детских дошкольных учреждений, работавшие по новейшей для того времени педагогической системе, предусматривавшей полное и гармоничное развитие ребенка — всех его способностей, талантов и дарований. Одной из известных была подготовительная школа А. Д. Тороповой. До революции Александра Дмитриевна Торопова имела известную на весь Дальний Восток подготовительную школу в Хабаровске. В ее харбинской школе прекрасно было поставлено преподавание английского языка, танцев, рисования, лепки, рукоделия и других видов ручного труда.

Этим же видам деятельности, а также русскому языку, арифметике, Закону Божьему, естествознанию, японскому языку, гимнастике обучали в детском саду и подготовительной школе Клавдии Павловны Чесноковой. Уровень преподавания иностранных языков был настолько высок, что, по словам Г. Мелихова, бывший ученик Игорь Архангельский на встрече в московской Ассоциации «Харбин» наизусть рассказал под аплодисменты на японском языке басню о двух упрямых козликах, встретившихся на узком мостике над речкой.

А. Д. Торопова и К. П. Чеснокова посвятили всю свою жизнь воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста, считая, что педагог должен уметь распознать и понять душу ребенка, обладать широкими и разносторонними знаниями, руководствоваться в работе с детьми вдохновением, чуткостью и тактом. Многие харбинцы, ставшие известными в мире людьми в общественной и научной жизни, были воспитанниками этих детских садов.

Большую роль в воспитании молодого поколения, оказавшегося волей судьбы в чужеродных условиях, в сохранении российского музыкального образования, музыкальной культуры сыграли педагоги харбинских музыкальных школ. Много лет занималась педагогической деятельностью талантливая пианистка Валентина Леонтьева Гершгорина, выпускница гимназии М. А. Оксаковской в Харбине, Парижской консерватории и Римского музыкального педагогического института. В 1920 году она вместе со скрипачом В. Д. Трахтенбергом организовала Первую харбинскую музыкальную школу, которая послужила началом для дальнейшего развития сети музыкальных учебных заведений Харбина и создания консерватории. В школе работали высокопрофессиональные преподаватели по программам Петроградской консерватории и обучалось большое число учеников. В ней учился В. Серебряков, ставший впоследствии заслуженным артистом Татарстана. За два десятилетия своего существования школа выпустила более 200 учеников, многие из которых выдержали экзамены в лучшие консерватории Америки и Европы. Наряду с педагогической работой в интересах популяризации серьезной музыки среди городского населения школа проводила организацию систематизированного цикла камерных и симфонических концертов, ученических утренников. Успешная деятельность школы помогала обеспечить довольно высокий уровень музыкальной жизни в Харбине.

Русские педагоги принесли с собой в Маньчжурию из далекой России горячую любовь к Родине, старые заветы русской школы, национальный дух и национальную культуру. За пять десятилетий существования в Маньчжурии школа, организованная русскими педагогами, дала и России, и миру десятки тысяч образованных людей, которые смогли занять достойную нишу в области науки и культуры. Среди них профессоры Калифорнийского университета В. А. Рязановский и Г. К. Гинс, всемирно известный музыкант О. Л. Лундстрем, российские ученые Г. В. Мелихов, Е. П. Таскина и многие другие.

Ирина ПОТАПОВА,
кандидат исторических наук
Фоторепродукции Валерия Токарского