Народы Дальнего Востока, какими их видел Эмиль Нино

Эмиль Теодор Нино (1845–1923) Фотограф Эмиль Теодор Нино (1845–1923) оставил богатое наследие этнографических фотографий. Его снимки хранятся на родине во Франции, более двухсот фотографий еще при жизни он сдал в Гродековский краеведческий музей Хабаровска. Большая коллекция мастера находится сегодня в стенах Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Коренные жителей Приамурья – особая тема работ фотографа. Эмиль Нино в интерьере студии собирал предметы быта, охотничий инвентарь. Людей в кадре располагал таким образом, что теперь без труда можно разглядеть обувь, головные уборы, вязь узоров на одежде. Искусствоведы могут сравнивать, как нынешние умельцы относятся к эстетическим канонам произведений предков, не нарушаются ли традиции мастеров прошлого.

В редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки есть альбом с весьма любопытными фотографиями. На снимках – Япония, город Нагасаки, бытовые сценки из жизни горожан. Фотографии цветные. В начале ХХ века российский изобретатель Прокудин-Горский разработал теорию цветного фотографирования, но способа цветной фотопечати еще не существовало. Эмиль Нино бывал в Нагасаки, где оптом закупал товары для своей торговли. Времена, когда он сам изготавливал фотопластинки со светочувствительным слоем для работы в павильоне и на пленэре, ушли в прошлое. В 1889 году фирма «Истмен» в США изготовила первый фотоаппарат «Кодак» и рулонную пленку. Процесс съемки и химическая обработка отснятого материала упростились. Вместе с другими фотографами шаг к прогрессу совершил и наш Нино. В Нагасаки он запасался впрок фотоматериалами хорошего качества. Вспомним, что француз не терял связи с исторической родиной. Были у него обязательства перед географическим обществом своей страны. Япония всегда вызывала интерес у европейцев. Эмиль не упустил возможности заработать. Как он делал цветные фотографии? После очередного посещения Франции наш герой вернулся в Хабаровск, пригласив с собой на работу художника-ретушера Альберта Дюраше (du-Roche). Мастер с большим старанием и умением раскрасил красками фотографии Нино. Если вспомним, что в юности у себя на родине Эмиль Нино трудился в переплетной мастерской, то продукт деятельности фотографа и ретушера – фотоальбомы на любой вкус – был высочайшего уровня. В японском альбоме Нино (хочется его так называть) есть изображения представителей загадочного народа айнов. Этим фотографиям более ста лет.

Почему я уверен, что фотографии с изображениями айнов принадлежат Эмилю Нино?

У каждого фотографа есть свой, образно выражаясь, почерк. Я пересмотрел сотни его фотографий. Группы японцев Эмиль фотографировал и на берегах Амура. В японском альбоме композиция снимков – профессиональный почерк Нино.

Валерий Токарский,
фотограф, краевед

Портрет охотника в интерьереФотография айнских женщин  из японского альбомаПарный портрет айнов  из японского альбомаАйныАйныАборигены Императорской ГаваниСеление Тыр на Амуре во время осеннего хода рыбыНивхи Сахалина