Лики гармонии и надежды

Мать. Дмитрий ОненкоПрекрасные легенды о заснеженной тайге, быстрых реках и вольном степном ветре складывались коренными народами Дальнего Востока и Северной Америки. В них любовь и трепетность ко всему живому, преклонение перед могущественными духами, гармония природы и человека. Не случайно международная российско-американская выставка, представляющая искусство коренных народов Дальнего Востока России и Северной Америки, названа именно так — «Лики гармонии и надежды».

По словам организаторов выставки, сотрудников Дальневосточного художественного музея, искусство коренных народов Дальнего Востока и Северной Америки достойно входит в круг культурных ценностей мирового значения. Поистине уникальные художественные произведения, принадлежащие к «вечному искусству архаики», представлены на выставке «Лики гармонии и надежды». Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства из собраний Дальневосточного художественного музея, Российского фонда культуры (Хабаровское отделение), Фонда за возрождение коренных народов Сибири и Дальнего Востока (Сиэттл, США), а также из мастерских российских и американских художников.

Разные страны, разные люди, но сколько общего и в искусстве, и в судьбах.

Душа неродившегося ребёнка. Николай УМаска (дерево). Николай УМаска (дерево). Николай У

Творчество дальневосточного художника Николая У называют уникальным прежде всего потому, что он возродил древнее искусство резьбы по дереву. Искусствовед Татьяна Лементович говорит о том, что, выходя в своем творчестве далеко за рамки народного ремесла, автор создает произведения, которые отличаются совершенством художественной формы. Николай У нашел себя в графике. Его стилево-примитивистские листы, выполненные в технике гуаши, удивительно экспрессивны и национальны по своей содержательной сути. Искусствоведы считают, что в этом европейском виде искусства Николай У утвердился как талантливый художник, оставаясь одним из ярких представителей культуры своего народа.

Художница Сюзан Пойнт тоже возродила искусство своего народа сэйлиш. Она изучала древние предметы в музеях, черпала знания из книг. Сюзан Пойнт занимается монументализмом и оформляет такие современные материалы, как стекло, сталь, цемент, в традиционном стиле искусства своего народа.

Народ зуни издавно занимался мозаикой из полудрагоценных камней в ювелирных украшениях. Вероника Поблано работает и в традиционном стиле, и в современном. Впрочем, по мнению знатоков, от других ювелиров Вероника отличается своим авангардизмом.

Хабаровский художник-ювелир Валентин Самар идет от истоков своего народа. Да, у нанайских женщин всегда была особая любовь к украшениям из серебра, они гармонично дополняли праздничную одежду. Даже в названиях ювелирных изделий художник обращается к родному языку. Однако, как заметила Татьяна Лементович, художественный язык, которым выражает себя Валентин Самар, испытывает влияние европейской культуры, и найти свой стиль — задача автора.

Как важно, чтобы на пути встретился настоящий учитель. Путь в мир прекрасного художник Айзак Тэйт из племени нишга начал с резьбы по дереву. Этому он учился у отца. Позднее художник перешел к резьбе по полудрагоценным камням, и вот появилось новое направление в ювелирном мастерстве.

Вышивальщиц Ларису Бельды и Любовь Самар называют потомственными мастерицами. С тихими песнями матери, со сказками, нашептанными бабушками, приходило понимание красоты. Художницы создают ритуальные вещи, сохраняя традиции женского нанайского искусства.

Летний дождь. Оливер МарвинПуть предков. Дэн Ломахафтеуа

Джон Хувер — алеутский резчик по дереву. Этому художнику близка русская культура, так как его мать в детстве была удочерена русским священником. Именно православные иконы вдохновили Джона Хувера на творчество. В ряду участников выставки стоят такие имена, как Маркус Амерман из народа чакта с юго-восточного района США, Конрад Хаус — представитель многочисленной индейской нации навахо штатов Аризона и Нью-Мексико, Дэн Ломахафтеуа из племени хопи штата Аризона, Марвин Оливер — представитель племени квиналт, Лиллиан Питт — потомок народов якама и уаско, алеут Денис Уоллас.

Художник Дэн Ломахафтеуа изучает петроглифы коренных народов мира и, отталкиваясь от этих рисунков, создает собственные композиции на холсте и бумаге, наполненные сочными цветами. Дэн недавно побывал в Хабаровске, встречался с нашими художниками и мастерами, посетил некоторые села. По его словам, он мечтает вернуться сюда спустя несколько месяцев, чтобы изучать амурские петроглифы.

Свадебный халат. Лариса БельдыТворчество коренных народов Дальнего Востока России на выставке достойно представили известные мастера Лариса Бельды, Любовь Самар, Елена Киле, Николай У из амурских сел Джари, Кондон, Троицкое, а также Людмила Пассар из Комсомольска-на-Амуре, Дмитрий Оненко из старинного села Найхин, хабаровчанин Валентин Самар, Иван Росугбу из села Булава. По словам автора выставки «Лики гармонии и надежды» Татьяны Лементович, современное искусство коренных народов Дальнего Востока осознает себя как самостоятельный род деятельности, оно становится индивидуальным делом, профессией. Старое и новое, традиции и новации органично сочетаются в произведениях различных видов и жанров коренных народов Дальнего Востока. Это дает надежду на появление новой концепции национального творчества.

Много общего в искусстве двух стран. Но самая великая ценность — бережное отношение американских и российских художников к культуре своих народов. На выставке «Лики гармонии и надежды» в окружении уникальных экспонатов можно услышать тихие напевы далеких эпох. Творчество коренных народов разных стран не затерялось во времени. Его краски по-прежнему ярки.

Елена ГЛЕБОВА
Фотографии из фонда  Дальневосточного художественного музея