Рыбья кожа как искусство

Амири – халат женский праздничный (спинка). Середина XIX века. Автор неизвестен. Кожа сазана, кеты, натуральный краситель. Аппликации из рыбьей кожи с мотивами «драконы», «рыбы», «птицы».  Приобретен в 1976 году у Богьи Кайновны Бельды, жительницы села Джари По берегам Амура и на острове Сахалин живут потомки «рыбьекожих людей» — нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, негидальцы. Такое определение — «рыбьекожие люди» — встречается в старинных китайских летописях. Народы, населявшие территории нынешнего Приамурья, упоминаются как «юй-пи-дацзы» — «рыбьекожие варвары» («юй-пи» — кожа; «дацзы» — варвар, абориген).

Жизнь этих этносов всегда была тесно связана с рыболовным промыслом, и потому обработка и использование рыбьей кожи стала одной из ярких особенностей их культуры. Когда в середине XIX столетия на Амуре начались активные этнографические исследования, первое, на что обращали внимание ученые — одежды из рыбьей кожи удивительной красоты. «Ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитого художественного инстинкта...» — утверждал географ, ботаник и путешественник Ричард Карлович Маак. Другой русский исследователь, Иван Алексеевич Лопатин, с восхищением отмечал: «Гольды — удивительный народ в своем искусстве. (...) несмотря на первобытную жизнь в материальном и духовном отношении, гольды тем не менее имеют все виды искусства, и некоторые из них у них высоко развиты. Самое важное, без чего не может быть никакого искусства, у гольдов есть, именно любовь к красоте, любовь к творчеству, вымыслу, поэзии. (...) без искусства, без стремления украсить и поэтизировать свою жизнь гольд не делает ни шагу. Всякой, даже самой обыкновенной вещи в хозяйстве гольд придает изящную художественную форму и непременно сообщает ей какой-нибудь поэтический смысл».

Короб для хранения одежды.  Середина XX века.  Береста, корни, натуральный краситель Заготовка из рыбьей кожи с мотивом «Дракон» Заготовка для праздничных рукавиц Костяной нож для снятия кожи с рыбы. Начало XX века Чуруэн – ножичек для вырезания орнамента из рыбьей кожи. Начало XX века

Обработка рыбьей кожи — одно из древнейших ремесел. Народы Амура развивали ее тысячелетиями и в итоге довели до совершенства. Когда жесткие шкурки после многочасовой выделки в специальном станке превращались в мягкий и прочный материал, из них шили одежду, обувь, дождевики, палатки. Еще всевозможные мелочи вроде сумочек для рукоделия, мешочков для хранения продуктов, трутниц. Рыбья кожа заменяла оконные стекла в жилищах, и такие дома встречались по Амуру вплоть до конца XIX века. И в обрядовой культуре амурских этносов рыбья кожа играла далеко не последнюю роль: из нее шили костюм шамана, мастерили амулеты и обереги.

Восхищаясь произведениями амурских мастериц, исследователи удивлялись тому, что сами женщины абсолютно не ценили своего искусства. Да они и не считали это искусством. Ткань в то время была настолько дорогой, что за небольшой кусок ситца, отмечал Маак, «они охотно отдавали свои одежды, тщательно и очень искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей». Еще одно подтверждение находим у русского писателя и этнографа С. В. Максимова, участника большой этнографической экспедиции, организованной в 1859 году Морским министерством:

«Каково вы с манеграми жили? — спрашивал я в Бекетовской станице.

— Ладно жили. Пользовались от них рыбой, мехами, кожами на лапоть. Давали им старые, рваные рубахи свои, бутылки, у кого были. Все брали, ничем не брезговали; особенно им любы были старые наши тряпки».

Дёпчо – верхонки. Вторая половина XX века. Кожа кеты   Качама – рукавицы зимние. 30-40-е годы XX века. Кожа сома, ткань  Олочи женские. 30–50-е годы XX века. Кожа кеты

Со временем ткань стала доступной, и необходимость выделывать рыбью кожу отпала сама собой. Традиционную одежду шили из ситца, сатина, шелка, и со временем она совершенно исчезла из обихода. За ненадобностью халаты и обувь из рыбьих шкурок хранили на чердаках, откуда их потом извлекали научные сотрудники музеев, благодаря чему сегодня можно увидеть осколочки «рыбьекожей» эпохи.

Халат из рыбьей кожи (согбома амири). Сазан. Середина XX векаВ музейных коллекциях есть старые вещи, которые явно использовались в быту — обувь, повседневные халаты и куртки, верхонки, бытовые мелочи. Праздничные одеяния (например, халат амири, головной убор и рукавицы невесты), несмотря на вековой возраст, выглядят как новые. Хозяйки берегли их, надевали только по особому случаю, передавали по наследству. И практически любая вещь, неважно для праздника она или на каждый день, сделана с высочайшим мастерством, которое, как и в былые времена, не может не вызывать восхищение.

Краеведческие музеи Хабаровского края хранят немало ценностей, связанных с культурой и бытом «рыбьекожих людей». Часть этих коллекций мы представляем в рамках проекта «ЭтноАрт», который осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Елена ГЛЕБОВА
Фото Алексея МАРТЫНЦА


Краеведческий музей Нанайского района Хабаровского края.  Село Троицкое Краеведческий музей Нанайского района Хабаровского края. Село Троицкое

Музей основан в 1975 году. До 1981 года он существовал как филиал Дальневосточного художественного музея, затем преобразован в филиал Хабаровского краеведческого музея (сегодня Хабаровский краевой музей
им. Н. И. Гродекова). С 2005 года получил статус муниципального учреждения, став Краеведческим музеем Нанайского муниципального района.

В концепции музея отражены два основных направления: духовная и материальная культура нанайцев и история и культура славянских народов. Общий фонд музея составляет 7 762 единицы хранения.

Коллекция предметов, связанных с этнографией нанайцев, считается уникальной. Среди наиболее ценных экспонатов одежда и обувь из рыбьей кожи, женский свадебный халат сикэ (конец XIX — первая половина XX века), костюм удэгейского шамана (начало XX века), коллекция ритуальной скульптуры (конец XIX — начало XX века), предметы кухонной утвари.

Изделия из рыбьей кожи из коллекции «Этнография/аборигены» по времени создания относятся к концу XIX — второй половине XX века. Дополняют эту коллекцию экспонаты, связанные с рыболовным промыслом (снасти, ритуальные предметы для промысловых обрядов), предметы для изготовления изделий из рыбьей кожи (станок для выделки рыбьих шкурок, костяные ножи для обработки кожи и вырезания орнаментов, рыбий клей, нитки из рыбьей кожи, трафареты), детские игрушки из костей рыбы.


Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т