По берегам Амура и на острове Сахалин живут потомки «рыбьекожих людей» — нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, негидальцы. Такое определение — «рыбьекожие люди» — встречается в старинных китайских летописях. Народы, населявшие территории нынешнего Приамурья, упоминаются как «юй-пи-дацзы» — «рыбьекожие варвары» («юй-пи» — кожа; «дацзы» — варвар, абориген). Жизнь этих этносов всегда была тесно связана с рыболовным промыслом, и потому обработка и использование рыбьей кожи стала одной из ярких особенностей их культуры. Когда в середине XIX столетия на Амуре начались активные этнографические исследования, первое, на что обращали внимание ученые — одежды из рыбьей кожи удивительной красоты. «Ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитого художественного инстинкта...» — утверждал географ, ботаник и путешественник Ричард Карлович Маак. Другой русский исследователь, Иван Алексеевич Лопатин, с восхищением отмечал: «Гольды — удивительный народ в своем искусстве. (...) несмотря на первобытную жизнь в материальном и духовном отношении, гольды тем не менее имеют все виды искусства, и некоторые из них у них высоко развиты. Самое важное, без чего не может быть никакого искусства, у гольдов есть, именно любовь к красоте, любовь к творчеству, вымыслу, поэзии. (...) без искусства, без стремления украсить и поэтизировать свою жизнь гольд не делает ни шагу. Всякой, даже самой обыкновенной вещи в хозяйстве гольд придает изящную художественную форму и непременно сообщает ей какой-нибудь поэтический смысл». Обработка рыбьей кожи — одно из древнейших ремесел. Народы Амура развивали ее тысячелетиями и в итоге довели до совершенства. Когда жесткие шкурки после многочасовой выделки в специальном станке превращались в мягкий и прочный материал, из них шили одежду, обувь, дождевики, палатки. Еще всевозможные мелочи вроде сумочек для рукоделия, мешочков для хранения продуктов, трутниц. Рыбья кожа заменяла оконные стекла в жилищах, и такие дома встречались по Амуру вплоть до конца XIX века. И в обрядовой культуре амурских этносов рыбья кожа играла далеко не последнюю роль: из нее шили костюм шамана, мастерили амулеты и обереги. Восхищаясь произведениями амурских мастериц, исследователи удивлялись тому, что сами женщины абсолютно не ценили своего искусства. Да они и не считали это искусством. Ткань в то время была настолько дорогой, что за небольшой кусок ситца, отмечал Маак, «они охотно отдавали свои одежды, тщательно и очень искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей». Еще одно подтверждение находим у русского писателя и этнографа С. В. Максимова, участника большой этнографической экспедиции, организованной в 1859 году Морским министерством: «Каково вы с манеграми жили? — спрашивал я в Бекетовской станице. — Ладно жили. Пользовались от них рыбой, мехами, кожами на лапоть. Давали им старые, рваные рубахи свои, бутылки, у кого были. Все брали, ничем не брезговали; особенно им любы были старые наши тряпки». Со временем ткань стала доступной, и необходимость выделывать рыбью кожу отпала сама собой. Традиционную одежду шили из ситца, сатина, шелка, и со временем она совершенно исчезла из обихода. За ненадобностью халаты и обувь из рыбьих шкурок хранили на чердаках, откуда их потом извлекали научные сотрудники музеев, благодаря чему сегодня можно увидеть осколочки «рыбьекожей» эпохи. В музейных коллекциях есть старые вещи, которые явно использовались в быту — обувь, повседневные халаты и куртки, верхонки, бытовые мелочи. Праздничные одеяния (например, халат амири, головной убор и рукавицы невесты), несмотря на вековой возраст, выглядят как новые. Хозяйки берегли их, надевали только по особому случаю, передавали по наследству. И практически любая вещь, неважно для праздника она или на каждый день, сделана с высочайшим мастерством, которое, как и в былые времена, не может не вызывать восхищение. Краеведческие музеи Хабаровского края хранят немало ценностей, связанных с культурой и бытом «рыбьекожих людей». Часть этих коллекций мы представляем в рамках проекта «ЭтноАрт», который осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Елена ГЛЕБОВА Краеведческий музей Нанайского района Хабаровского края. Село Троицкое Музей основан в 1975 году. До 1981 года он существовал как филиал Дальневосточного художественного музея, затем преобразован в филиал Хабаровского краеведческого музея (сегодня Хабаровский краевой музей В концепции музея отражены два основных направления: духовная и материальная культура нанайцев и история и культура славянских народов. Общий фонд музея составляет 7 762 единицы хранения. Коллекция предметов, связанных с этнографией нанайцев, считается уникальной. Среди наиболее ценных экспонатов одежда и обувь из рыбьей кожи, женский свадебный халат сикэ (конец XIX — первая половина XX века), костюм удэгейского шамана (начало XX века), коллекция ритуальной скульптуры (конец XIX — начало XX века), предметы кухонной утвари. Изделия из рыбьей кожи из коллекции «Этнография/аборигены» по времени создания относятся к концу XIX — второй половине XX века. Дополняют эту коллекцию экспонаты, связанные с рыболовным промыслом (снасти, ритуальные предметы для промысловых обрядов), предметы для изготовления изделий из рыбьей кожи (станок для выделки рыбьих шкурок, костяные ножи для обработки кожи и вырезания орнаментов, рыбий клей, нитки из рыбьей кожи, трафареты), детские игрушки из костей рыбы. Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т |
|||
|