- Знать и помнить
- Простая летопись
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Радость новых встреч
- Душа и песня
- На волне духовой музыки
- Место встречи – «Казачья гора»
- Песнь Амуру
- Классический танец и его вариации
- С песней по жизни
- Аргентинское танго в школьном дворе
- В тональности Космоса звучит хомус
- Новогодние истории
- Шкатулка из бересты
- Волшебная палочка рыбьего клея
- Оморочка летает, как птица...
Неожиданно для себя понял, что этот инструмент способен передавать огромное количество звуков, эмоций. Захотелось приобрести его, но в Хабаровске в то время хомусов-варганов в продаже не было, никто даже и не слышал о них. Попытался сделать инструмент самостоятельно, но потерпел неудачу. Хомус не звучал. Помог случай. В Хабаровске проходила региональная ярмарка товаров, и совершенно случайно на стенде Республики Саха (Якутия) я увидел настоящий поющий якутский хомус. Не сувенир, а именно инструмент работы мастера Мандарова. Продавец дал мне попробовать наиграть что-нибудь, рассказал и показал, как это правильно сделать. Он же помог мне выбрать подходящий по тональности инструмент, при этом заметил, что освоить его можно за полгода, а дальше уже совершенствовать технику игры. Теперь, когда у меня был хомус, захотелось самому изготовить подобный инструмент, но с другим, более мелодичным звучанием. Нельзя сказать, что все получилось сразу, попыток было множество, но через некоторое время стало понятно, что мои инструменты звучат, и звук становился все лучше. Хотелось делать хомусы разными, непохожими друг на друга, декорировать их.
Во времена советской власти все знания о хомусе (варгане) были практически вычеркнуты. Возможно, в нем усматривалось нечто мистическое, эзотерическое. Наверное поэтому у современных россиян сложился стереотип, что варган или хомус — обрядовый атрибут исключительно северных народов. На самом деле подобных инструментов множество в разных странах и у разных народов. Некоторые из них мне удалось приобрести, послушать, и, на мой взгляд, именно якутский хомус занимает в этом ряду первое место. Он самый звонкий и мощный, пригодный как для медитаций, так и для использования в музыкальных композициях. Поэтому в своем творчестве я продолжаю традиции якутских мастеров. В 2010 году мне посчастливилось встретиться с замечательными людьми из Якутии — директором Международного музея хомуса Николаем Спиридоновичем Шишигиным, его братом, признанным в мире виртуозом по игре на хомусе Спиридоном Спиридоновичем Шишигиным и мастером по изготовителению хомусов Михаилом Николаевичем Мальцевым. Общение с ними дало мне очень многое. А спустя некоторое время судьба преподнесла еще одну незабываемую встречу — с Иннокентием Никитичем Готовцевым — известным в Якутии мастером. Он высоко оценил изготовленные мною инструменты, дал уроки мастерства, поделился бесценным опытом. С тех самых пор я считаю его своим учителем.
В Якутске я увидел, что этот инструмент здесь очень высоко чтят, приобщаются к культуре хомуса с самого детства, обучают игре на нем в музыкальных школах. И ни один праздник не обходится без уникального инструмента — хомуса, который сближает людей, помогает им лучше понять друг друга. С тех пор как хомус вошел в мою жизнь, я познакомился с разными людьми: мастерами и исполнителями-виртуозами, с работниками музеев, зарубежными любителями варгана и просто энтузиастами-любителями. Еще я обнаружил, что и в Хабаровске и в Хабаровском крае есть люди, которых интересует этот загадочный и одновременно очень простой инструмент. Они учатся играть на нем, дарят друзьям. Хочется верить, что со временем хомус (варган) выйдет из разряда экзотических и станет для любого человека средством выражения своих чувств через музыку и импровизацию. Александр ДУБРОВСКИЙ |
|||
|