— Бывало, взойдешь на вершину холма, — говорит Евгения Викторовна Смирнова, всю жизнь проработавшая в геологии, — и такая красота открывается перед глазами, что хочется взлететь, чтобы увидеть мир и обнять всю землю.
Так появилось в жизни увлечение фотографией — запечатленные в кадрах мгновения красоты: плывущие облака или на фоне осени дрожащие багряные листочки. И совсем неважно, что за кадром полная трудности и неустроенности полевая жизнь геологов, кочевая, в Евгения Викторовна убеждена: в жизни все случай. Хотя то, что девочка, с детства обожавшая природу и тонко чувствующая ее красоту, решила идти в геологию, говорит скорее о закономерности.
— Очень красивые места на моей родине, куда я попала лишь спустя 70 лет, когда мы с мужем отмечали золотую свадьбу, — вспоминает Евгения Викторовна. — Мой дед был политическим ссыльным. А другой дед построил водяную мельницу. Сейчас от нее остался только жернов…
Закончив Благовещенский политехнический техникум по специальности «Поиск и разведка полезных ископаемых», Евгения Викторовна 30 лет отдала геологии. Верхнебуреинский, Зейский, Комсомольский, Охотский районы, северный
— Иногда так устанешь, — рассказывает Евгения Викторовна, — что в сердцах подумаешь: «Ну кто ее выдумал, эту геологию?» Но наступает весна, и от запаха костра вдруг почувствуешь острую тоску в сердце, словно зовет тебя Любовь к геологии дала неожиданные результаты много позже, когда Смирнова открыла в себе художественный дар и стала заниматься деревом или, как она называет, корнепластикой. В результате появились напольные и настольные вазы, изготовленные из древесных капов, декоративные панно с изображением цветов. Все золотое, волной обточенное, ветром высушенное, солью пропитанное, сияет, светится, радует глаз.
— Всему меня научила природа — лес, небо, цветы, облака, — делится Евгения Викторовна. — Только прежде, в экспедициях, всем этим заниматься было некогда, а вот когда геологическая карьера закончилась, я вдруг вспомнила, как однажды в одном доме увидела на столе чашу из капа, в которой лежали яблоки. Так это здорово, так интересно смотрелось. И вот я решила попробовать сама изготовить нечто подобное. Всю работу она делает вручную. Инструменты: набор напильников всех размеров, ножи, вплоть до сапожного, топорик, стамески. Дерево — материал крепкий, смолистый, но вместе с тем пластичный, его можно мять, точить, строгать, шлифовать… Смирнова редко прибегает даже к лакам, потому что ей хочется сохранить ощущение живого тепла. Сердцевину, которую выдалбливает из ствола, не выбрасывает, мастерит из нее листья, лепестки различной формы. Одним словом, безотходное производство.
— Первое панно я сделала из листьев полевой герани, в Охотске ее много растет. Листья держатся до самых заморозков, и надо видеть, как осень раскрашивает лист удивительными оттенками, даже ничего добавлять не надо, природа сама постаралась, ты только смотри и переноси в свою работу. Я собирала листья, долго и тщательно их сушила, чтобы сохранить цвет, потом вставляла в композицию. Одна из выставок в Охотске, которая проходила в Доме культуры, так и называлась «Цветы — остатки рая на земле…».
Так случилось, что одна из ее работ была подарена тогдашнему губернатору края …Похожая на шар, естественного, природного цвета ваза стояла на столе и слегка вращалась — это художница так подпилила дно, чтобы создать впечатление, будто ваза стоит на горошине. Внутри вазы дерево белое, нежное, а на стенках выжжены символы края…
— У меня ее американцы выпрашивали, я отказала, а тут сдалась. Одно утешает: может, эта ваза стоит где то, где ее видят много людей… Но
В процессе работы она познала свойства всех пород деревьев — березы, ольхи, черемухи, лиственницы, стланика. Самый благодатный материал для работы — черемуха, особенно если дерево до этого полежит — Хорошо работать также с ольхой, — размышляет Евгения Викторовна. — Распилив дерево на чурочки, я сразу вижу рисунок, и руки невольно тянутся к инструменту. Самое сложное — обтачивать, это долгая, кропотливая работа. Но вообще, когда увлечешься, то невозможно оторваться. Пробуешь то одно, то другое — скорей, скорей! Все на свете забываешь! Светлана ФУРСОВА |
|||
|