Под сенью мифа

Основная часть коллекции Дальневосточного художественного музея сформировалась в 1931 году: поступления из Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и др. В состав музейной коллекции вошли произведения искусства с сюжетами на мифологические темы. Это скульптура и слепки с оригинальных произведений античных и западноевропейских мастеров, живопись и графика. Произведения декоративно-прикладного искусства. Писателям древности, историкам искусства, археологам и лингвистам, сотрудникам музеев, этнографам и филологам обязан современный читатель богатством литературы по мифологии.

СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ

Поклонись земле родной.
Прикоснись к струе бессмертной.
(А. Ходжер).

Вызывает удивление и восхищение художественная культура малых народов Дальнего Востока: устное народное творчество, народное декоративное искусство, музыкальный фольклор и танцевальное искусство...

Мир мифов и легенд народов Амура густо населен. Сведения о персонажах и героях этого мира даны в двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1987г.) и в энциклопедических словарях «Мифология» (М., 1998г.; СПб., 1996г.).

Как всякий великий фольклорный памятник это наследие — богатейший источник различных сведений для ученых разных специальностей и любознательных читателей.

Сегодня библиотекарю не трудно составить библиографию опубликованных фольклорных источников каждого малого народа. Гораздо труднее заинтересованному читателю отыскать первоисточники мифов и легенд, так как они, как правило, опубликованы в научной литературе. Произведения фольклоров в адаптированном виде в литературном изложении «рассыпаны» в дальневосточной периодике и литературно-художественных альманахах дальневосточных издательств в сборниках: «Сказки народов мира» (Изд. 1957, 1959), «Легенды и мифы Севера» (М., 1985), «Антология фольклора народов Сибири, Севера и Дальнего Востока» (Красноярск, 1989), «Древний свет. Легенды, мифы, предания малых народов Хабаровского края» (Хабаровск, 1990), «Мифы и легенды народов Мира» (М., 2004).

Во второй половине XIX века и первые два десятилетия XX века по отношению к местному коренному населению прочно закрепились понятия «примитивные» и «первобытные». Весь XX век обсуждались вопросы бытования наивного искусства.

 

О НАИВНОМ

Призыв исследовать феномен наивного художественного опыта человечества, не разрушать, а сохранять, изучать и использовать, отчетливо прозвучал в начале XX века в России. «Ход истории заставил понять, что высоки статус творца присущ каждому. А основы этого понимания, сам того не ведая, заложил авангард». (Рылёва А. О наивном. М., 2005 г.).

Вальдемар Матвейс ( Марков) (1877–1914) — литовский график и теоретик русского авангарда. Ввел в художественный контекст новые художественные ценности: каменные изваяния Острова Пасхи, искусство эвенков, чукчей, экскимосов и других народов северной Азии и Дальнего Востока, впервые затронул такие сферы народного творчества, на которые никто не смотрел как на искусство.

«Все европейские Академии художеств, включая и петербургскую, строили свой учебный процесс на ценностях, завещанных греко-римским миром и эпохой Возрождения. Все остальное — Азия, Африка, Америка, Океания, создавшие самобытные культуры, оставались вне поля зрения художников». Главная заслуга Маркова заключалась в том, что он первый в России выступил против узости европоцентристской концепции искусства, считавшей образцом, на который нужно равняться, античный канон. Современная Европа, достигшая столь многого в науке, отмечал он, «очень бедна в отношении развития классических принципов, завещанных нам стариной». Отвергая точку зрения европоцентризма, Марков писал: «Древние народы и восток не знали нашей научной рассудочности. Это были дети, у которых чувство и воображение доминировало над логикой. Это были неумные, неиспорченные дети, которые интуитивно проникали в мир красоты, которых нельзя было подкупить ни реализмом, ни научным исследованием природы». (Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989г.).

Пунин Н. Н. (1888–1953) — художественный критик, исследователь, педагог, музейный работник, администратор. Анализируя работы студентов — северян в статье «Искусство примитива и современный рисунок», он пишет: «Это „песнь хвалы“ неприютным лесам, скудным кустарникам, друзьям — оленям, страшному своей силой медведю, рекам, серому небу и в нем летящим птицам, и делает искусство народностей Сибири таким убедительным и глубоко человечным». В книге Н. Пунина «Мир светел любовью». Дневники. Письма. (М., 2000г.) читаем дневниковую запись от 2 августа 1925 г.: «Сегодня были в Этнографическом (Русском) музее. Анечке [Ахматовой] очень понравились шаманы (тунгусские), говорила об их одежде, что это такой изумительный, выверенный вкус. Они, действительно, производят огромное впечатление органической цельностью своего вида. Эти сумасшедшие нищие старики обладают неслыханным высококультурным чутьем — вкусом к железу и коже. Мне интересно, чтобы Татлин посмотрел этих шаманов. Кожа на них выглядит как язык огня, а железо какое-то особенно железное».

Шнейдер Е. Р. (1897–1937) — ученый — северовед, основоположник научного удэгееведения, преподаватель в Институте народов Севера, научный сотрудник Этнографического отдела Русского музея (Ленинград). В статье «Искусство народностей Сибири» он отмечает: «В долгие зимние вечера при свете костра, жирника, лучины или топящегося камина, в канонических и двускатных шалашах, палатках, землянках, войлочных кибитках и избушках безымянный художник — народ облекал свои чувства, мысли и идеалы в формы поэм, песен, сказок, скульптуры, рисунка и орнамента. Он бережно сквозь века нес свои достижения, передавая их из поколения в поколение.

Вот почему одни его произведения так волнующе просты, лаконичны и, вместе с тем, предельно выразительны, другие поражают своей выработанностью и сложностью, подобно хрупкому механизму.

В этих, чисто объективных, особенностях и таится очарование туземного творчества — свежего и сильного, как первозданный мир. Вот почему, глядя на произведения туземного искусства, начинаешь чувствовать, что и там, в далеких бескрайних степях, лесах и тундрах бьется творческая мысль, бьется сердце первобытного художника, переживающего радости и муки творчества». Выдержки приведены из сборника научных трудов Гос. Русского музея «Искусство народностей Сибири» (СПб., 1930г.).

2004 год. В сборнике статей и материалов научной конференции «Фольклор и художественная культура» (Вып. 13) сделан вывод, что «наша эпоха 0 эпоха реабилитации традиций и традиционной культуры как таковой». Традиционные культуры «способствуют выживанию людей, государств, народов и цивилизаций». Следовательно, фольклор малых народов Дальнего Востока нуждается в бережном сохранении, дальнейшем развитии и исследовании.

 

ИЗ ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ ФОЛЬКЛОРА

Несколько поколений ученых России, местные краеведы, общественные деятели, просветители во второй половине XIX века приступили к собиранию и изданию фольклора малых народностей Дальнего Востока. О них, первых собирателях, рассказывают книги Н. В. Кочешкова, Л. Я. Иващенко, Т. С. Шульгиной. В Золотом фонде отечественной этнографической литературы представлены первые записи фольклорного наследия:

  • Штернберг Л. Я. Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора, собранные на о. Сахалин и в низовьях Амура // Известия Имп. АН, 1900, т. 13, № 4. Вошли 42 текста с подстрочными переводами на рус. язык.
  • Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Под ред. и с предисл. Я. П. Алькор (Кошкин). — Хабаровск: Дальгиз, 1933. Вошли сказки, предания, легенды.
  • Штернберг Л. Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора — СПб., 1908. т. 1. Содержит 38 текстов на сахалинском и 1 текст на амурском диалектах нивхского языка.
  • Лопатин И. А. Гольдские сказки — Петроград, 1917. Живая старина. 1916 г.
  • Лопатин И. А. Гольды Амурские, Уссурийские и Сунгарийские. Опыт этнографического исследования. — Владивосток, 1922. Вошли предания и легенды.
  • Шимкевич П. П. Обычаи, поверья и предания гольдов. // Этнографич. обозрение, 1897, вып. 3, кн. 3-4.
  • Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. (В IV гл. гольдские сказки и легенды). // Зап. Приамур. отд-ния Имп. Рус. геогр. о-ва. — Хабаровск, 1896. — т. 2, вып.1.
  • Протодьяконов Тр. Гольдские песни, былины и сказки. // Зап. о-ва изучения Амурского края. — Владивосток,1896. — т. 5. Вып. 1.
  • Маргаритов В. П. Об орочах Императорской гавани. СПб., 1888. Вошли сказки и сказание.
  • Пилсудский Б. О. Только в конце XX — начале XXI века началось издание фольклора сахалинских нивхов из научного наследия ученого, собранного на Сахалине в 1890-х гг. в период политической ссылки. Опубликованы материалы в краеведческом бюллетене Южно- Сахалинского краеведческого музея (1995, № 4); в Известиях Института наследия Бронислава Пилсудского (2002, № 6). В 2003 году Южно-Сахалинский краеведческий музей выпустил книгу Пилсудский Б. О. «Фольклор сахалинских нивхов: (тексты: перевод)». В 1997 году в монографии А. Б. Островского " Мифология и верования нивхов" были приведены 32 мифологических текста, из которых часть опубликована впервые. В основной фольклорно-этнографический материал о нивхах вошли изданные ранее нивхские тексты, записанные Е. А. Крейновичем, повествования и исследования В. М. Санги, Ч. М. Таксами, Г. А. Отаиной.

ПАМЯТНИКИ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Так называется серия издательства «Наука» (Новосибирск, Сиб. Отделение), которое осуществляется в рамках государственной научной программы «Сибирь» по Постановлению Президиума Сибирского отделения АН. Основная цель серии — научное издание выдающихся в художественном отношении фольклорных произведений народов Сибири и Дальнего Востока. Всего должно выйти 60 томов.

В 1990 г. вышел том Эвенкийские героические сказания. В книге впервые публикуются два уникальных эвенкийских героических сказания — «Храбрый Содани — богатырь» и «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой — разукрашенной одежде» — в исполнении крупнейшего сказителя Н. Г. Трофимова (1915 — 1971). На прилагаемой к тому грампластинке воспроизводятся фрагменты магнитофонной записи другого сказания — «Иркисмондя — богатырь» — в исполнении того же сказителя.

В 1996 году вышел том 11 Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. Том представляет собой первое в отечественной фольклористике сводное издание нанайского повествовательного фольклора. Шестьдесят пять из 68 текстов, составляющих том, ранее не публиковались. Записи производились в десяти национальных селах Хабаровского края исследователем и знатоком традиционной культуры нанайцев Н. Б. Киле. В аудио — приложение к тому вошли сказки целиком или в отрывках.

В 1998 г. вышел том 18 Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. Книга является первым академическим изданием удэгейского фольклора. В нее включены 78 текстов разных жанров. Большая часть текстов записана в полевых условиях в течение последних 30 лет. В основу тома легли тексты из личного архива одного из лучших знатоков культуры удэгейцев, составителя тома В. Т, Кялундзюги. В том вошли так же архивные записи, в том числе впервые по полевым дневникам подготовлены к печати удэгейские фольклорные тексты, собранные в начале века выдающимся исследователем Дальнего Востока В. К. Арсеньевым.

Следует добавить, что вышли из печати монографии:

Кормушин И. В. Удэхейский (удэгейский) язык: Материалы по этнографии. Очерк фонетики и грамматики. Тексты и переводы. Словарь. — М.: Наука, 1998. Публикуется часть фольклорных текстов с переводами из большого собрания автора.

Старцев А. Ф. История социально — экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX — XX вв.). — Владивосток: ДВГУ, 2000. См. раздел «Народное творчество».

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток) совместно с другими научными учреждениями страны и издательством «Наука» (Санкт — Петербург) издает серию историко-этнографических коллективных монографий «История и культура народов Дальнего Востока». Предназначена для этнографов, историков, краеведов, филологов и всех, кто интересуется историей и культурой народностей Дальнего Востока. В серии изданы:

История и культура ульчей в XVII — XX вв. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (Л. Я. Иващенко, Н. Б. Киле, А. В. Смоляк, А. Ф. Сиарцев и др.) — СПб., 1994. См. " Язык и фольклор«.

История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (Н. В. Кочешков, А. П. Самар, В. А. Туголуков). — СПб., 1997. Первое в отечественной историографии комплексное исследование, охватывающее все основные территориальные группы эвенов. См. гл. «Фольклор».

История и культура орочей«. Историко-этнографические очерки. Коллектив авторов (В. А. Тураев, С. В. Березницкий, Подмаскин). — СПб., 2001. См. гл. «Устное народное творчество». Орочский фольклор опубликован в монографиях: «Орочские сказки и мифы». Сост. В. А. Аврорин и Е. П. Лебедева (Новосибирск, 1966) и «Орочские тексты и словарь» В. А. Аврорина и Е. П. Лебедевой (Л., 1978).

Негидальцы. В своем классическом труде «Путешествие на север и восток Сибири» (СПб. 1860, ч.1; 1878, ч.2) А. Ф. Миддендорф впервые описал все девять негидальских родов. Предания о происхождении негидальских родов включил в свою монографию Л. Я. Штернберг (Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны). В 1982 году вышла книга В. И. Цинциус «Негидальский язык». В ней представлены сорок образцов устной словесности негидальцев, в том числе двенадцать преданий и легенд. О разнообразных жанрах в современном состоянии негидальского фольклора пишут сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН М. М. Хасанова и А. М. Пивнов («Языки народов России. Красная книга». М., 2002; «Кунсткамера: Этнографические тетради». Л., 1998, вып. 12 и др.).; старший преподаватель ХГПУ В. В. Лебедева («Национальное образование: реалии и перспективы». Хабаровск, 2003) и д. р.

Публикация малых народов Дальнего Востока продолжается, а проводимые исследования носят все более комплексный характер (см., например, научные работы Е. В. Шаньшиной). Впереди новые открытия и встречи с новинками литературы.

Татьяна ЛАВРОВА, библиотекарь
Дальневосточный художественный музей