Ульчский герой своего времени

Книга Николая Сипина «Встречи с отцом» не только дань памяти ульчскому писателю, поэту, композитору и неутомимому общественному деятелю, но и почти уже забытые картины из жизни небольшого народа ульчей. Той жизни, которая ломала древние устои аборигенов Амура после Октябрьской революции 1917-го.

Биографический очерк о Семене Николаевиче Сипине (Дечули Сипин Некувич) собирался по обрывочным воспоминаниям его родственников и земляков, по чудом сохранившимся архивным документам. Память об этом человеке, который всем сердцем воспринял советскую власть и вел сородичей к новой жизни, на долгие годы ушла в небытие. Семена Сипина, обвиненного сразу по пяти пунктам 58-й статьи (контрреволюционная деятельность, подрыв государственной торговли, совершение террористических акций, пропаганда и агитация, направленная на свержение советской власти и пр.), расстреляли в 1938 году. Ему было всего 33, но даже за такой короткий срок он стал известен на просторах Амура как просветитель, автор пьес и песен. И еще как честный и самоотверженно служащий новой власти человек.

Жизнь Семена Сипина оказалась короткой, но яркой. Он родился в 1905 году в небольшом ульчском стойбище Удан на берегу амурской протоки. Возможно, у его отца Неку были нивхские корни, поскольку своим детям он давал нивхские имена – Сипин, Ниргун, Пиргун. Из Удана Неку со своей семьей переселился в Булаву, где жил большим домом. У него было две жены (в те времена обычная ситуация для приамурских аборигенов), с ним жил также его младший брат Ачи с семьей и жена умершего старшего брата, которую по ульчским законам Неку должен был содержать до самой смерти.

Предположительно до революции Семен Сипин учился в церковноприходской школе в Мариинском и стал в итоге самым грамотным человеком в своем стойбище. К нему нередко обращались за помощью: что-то прочитать или составить бумагу. Когда на Амур пришла новая власть, Семен Сипин стал помощником ее русских представителей, своего рода проводником между ними и аборигенами. В 19 лет он стал участником Первого туземного съезда (1925 год) и был зарегистрирован как представитель ульчского подрайона Николаевского уезда (в архивах сохранились документы, где Семен Сипин обозначен как Сипиену Дзечули).

Одним из ключевых вопросов туземного съезда была подготовка национальных кадров. Так в 1926 году Сипиену Дзечули стал студентом Хабаровского техникума народов Севера. Буквально через год его направляют в Ленинград – в Институт народов Севера. В 1930-м он окончил кооперативно-колхозное отделение. Возможно, именно в городе на Неве появилось это русское имя – Семен. А ульчское стало фамилией – Сипин. В студенческие годы молодой ульч принимал активное участие в работе краеведческого кружка, созданного при институте, входил в состав редколлегии журнала «Тайга и тундра», писал статьи «О подготовке кадров для Севера», «Труд и быт женщин нани (ульчей)». Еще Семен Сипин увлекся театром и даже стал пробовать себя в качестве драматурга. Этот факт упоминается в статье главного редактора газеты «Литературная Россия» В. Огрызко «Так зарождалась нанайская литература»: «Еще в начале 1930-х годов специалисты, работавшие в Ленинграде со студентами-северянами, подметили страсть таежников к театру. Не случайно Л.Б. Жукова, занимавшаяся в основном с нанайцами, предложила попробовать создать драматический кружок. (…) Для премьеры выпускники Института народов Севера выбрали пьесу ульча Сипина «Три жениха».

Семен Сипин вернулся на родину, где занимался организацией торговли в районе, помогал в создании рыболовецких артелей, решал множество бюрократических вопросов, но не забывал о театре и писал для местного драмкружка небольшие пьесы из жизни ульчей, которые с успехом шли на сцене клуба в Булаве.

В 1932 году при Институте народов Севера организован Северо-Азиатский семинарий для подготовки специалистов высшей квалификации по педагогико-лингвистическому и редакционно-издательскому направлениям. Семен Сипин становится студентом семинария, и в это время открывается его дарование исследователя и писателя. Вместе с Т.И. Петровой он работал над монографией «Ульчский диалект нанайского языка», готовил материалы для большого ульчско-русского словаря, писал рассказы на ульчском языке, сочинял стихи и песни.

В 1934 году Семен Сипин возглавил районный Комитет нового алфавита и был назначен заместителем заведующего районо. В это время он создавал учебные пособия для преподавания в школах на ульчском языке, вел кочевой образ жизни, поскольку работал в стойбищах и селениях Ульчского района. Семен Сипин стал вдохновителем и организатором проведения районных олимпиад, где собирались художественные коллективы всех национальных сел.

В своих стихах и песнях он воспевал советскую власть и ее мудрого вождя, говорил о том, что «счастливая и радостная жизнь пришла на берега Амура». А в это время уже шла волна арестов, жителям приамурских стойбищ предъявлялись абсурдные обвинения, многие бесследно исчезали. Осенью 1937 года арестовали старика Неку и назвали японским шпионом. Семен Сипин кинулся на его защиту и, как вспоминают очевидцы, в разговоре с начальником милиции и секретарем райкома партии «выражений не выбирал». Совсем скоро октябрьской ночью взяли и его. В начале 1938 года жене Семена Сипина передали записку: «Еще раз говорю тебе: я ни в чем не виноват. Жди меня. Пишу по всем адресам. Ответа пока нет. Но надеюсь: ответ будет».

В июне 1958 года определением Военного трибунала ДВО за отсутствием состава преступления Сипин Семен Николаевич был реабилитирован. Так завершилась история ульчского героя своего времени.

Елена ГЛЕБОВА