Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники искусства. В феврале 2008 года в стенах Дальневосточной научной библиотеки была открыта выставка фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Поначалу казалось, что экспозиция с названием «Чудеса фотографии» – рядовое событие. Но посетители проявили небывалый интерес. Дело в том, что фотограф Прокудин-Горский оставил будущим поколениям жителей России наследство: отлично выполненную съемку европейской части страны в 1910-е годы. Главное, что Сергей Михайлович в этой работе использовал свое изобретение. Он мог фотографировать, получая изображение в цвете. Изобретатель цветной фотографии снимал железные дороги и корабли, заводские цеха и мосты, православные храмы, украшенные фресками, мечети и медресе, амбары и поместья, села Средней России, горного Кавказа и станы кочевников Азии, правителей и обычных людей, хлопковые поля и чайные плантации. Пионер цветной фотографии из Петербурга, ученик Менделеева был выпускником Технологического института, учился живописи в Императорской академии художеств, а также в Берлине и Париже. В 1906 году он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и награду в Ницце за достижения в цветной фотографии. Вскоре после этого Прокудин-Горский задумал применить потенциал цветной фотографии в систематическом фотообзоре жизни страны. С этим планом в 1908 году Прокудин-Горский обратился к Николаю II, объяснив царю принципы устройства особой фотокамеры, способной трижды в быстром темпе экспонировать одну продолговатую пластинку через светофильтры разного цвета. Проектор конструкции Прокудина-Горского сводил три изображения воедино, и на экране возникал полноцветный кадр. Но главной задачей изобретатель ставил прежде всего просветительскую: с помощью «оптических цветных проекций» рассказать российским школьникам об истории и культуре страны, приобщить их к техническому прогрессу. В многочисленных лекциях, которые он читал по всей стране, фотографу помогал «волшебный фонарь» с тремя цветными линзами. План заинтересовал императора, и он дал свое согласие. В 1909–1912 годах Прокудин-Горский объездил 11 регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне с темной комнатой-лабораторией, который предоставило министерство путей сообщения, и имея мандат на доступ в секретные зоны и содействие со стороны чиновников. Первыми объектами съемки стали Мариинский канал и заводы Урала, и уже в марте 1910 года император увидел результаты трудов фотографа. Затем Прокудин отправился на Волгу, далее – в Туркестан и Афганистан, а к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года зафиксировал памятные места, связанные с наполеоновской кампанией в России. Последние маршруты вели на Камско-Тобольский водный путь и Оку. В 1912 году фотограф остался без поддержки властей, но в годы Первой мировой войны работа возобновилась: Прокудину было поручено отснять Мурманскую железную дорогу.
Планы ученого разрушила революция. Летом 1918 года он вынужден отправиться в эмиграцию. Через Норвегию добрался до Англии, где в 1922 году получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии». Позже переехал во Францию. Ученый умер в Париже вскоре после освобождения города от гитлеровской оккупации. А в 1948 году наследники Прокудина продали Библиотеке Конгресса США его архив – фотоальбомы и негативы на больших стеклянных пластинах.
Цветные снимки начала XX века реанимировал Вальтер Франкхаузер, сумевший сложить три монохромные «картинки» в одну полихромную. С помощью сканирования при очень высоком разрешении подлинные авторские диапозитивы превратили в компьютерные файлы – красный, зеленый и синий, по системе Прокудина. Потом их совместили, цифровым методом «нанизав» друг на друга, и откорректировали файл, с которого можно было печатать фотографию. В конце 2005 года, подключив к сети свой ПК, набрал ключевые слова: «Прокудин-Горский, Библиотека Конгресса США», с часу ночи до семи утра записывал с хорошим разрешением фотографии. Честно говоря, в тот момент на меня нахлынули чувства, что прикоснулся к чему-то вечному. Отпечатав снимки большого формата, несколько успокоился, стал привыкать к чудесам фотографии. Удивляться пришлось еще раз, когда пошел поток посетителей выставки. Большинство восторгалось отличным качеством изображений. Другие задавались вопросом: зачем нужно было все разрушать до основания? Третьи с удивлением узнавали, что Мариинская водная система стала Беломоро-Балтийским каналом. Интересно, что Прокудин-Горский активно занимался издательской деятельностью. В стенах Дальневосточной государственной научной библиотеки хранится альбом фотографий времен Русско-японской войны под названием «Издание штаба главнокомандующего». Есть книги очерков генерал-губернатора Павла Федоровича Унтербергера. Все это было отпечатано в Петербурге при участии издателя Прокудина-Горского. Надеюсь, что публикуемые фотографии вызовут удивление и восхищение читателей журнала.
Валерий ТОКАРСКИЙ, |
|||
|