В потоке человеческой культуры

Елена Глебова

Жить — для меня значит что-то сделать,
вложить себя в поток человеческой культуры.
Н. И. Гаген-Торн

Так совпало, что незадолго до выхода в свет свежего номера «Словесницы Искусств» в Хабаровске издали художественный альбом «Откровение», посвященный творчеству Николая У. Это была непростая задача — собрать под одной обложкой в буквальном смысле слова рассеянные по всему Дальнему Востоку и миру произведения наделенного несомненным талантом художника. И только большая любовь родных и друзей позволила подготовить книгу за довольно короткий срок.

Бессребреник, при жизни Николай У не стремился вписать свое имя в историю, не гнался за наградами и почестями. Просто занимался главным делом своей жизни — творчеством, создавал уникальные произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, делал неповторимые графические работы. Некоторые из них украшают коллекции Музея народов Востока в Москве, Дальневосточного художественного музея, Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, Краеведческого музея Нанайского района в селе Троицком, Хабаровского фонда культуры. А имя Николая У, соединившего в своих творениях древние культурные традиции коренных народов Амура и современность и поднявшего на совершенно новый виток этническое искусство, давно стало знаковым для дальневосточной культуры. Мастер, скорее всего, не задаваясь столь высокой целью, реально обогатил ее мощный поток.

И вряд ли думал о славе живший тремя столетиями раньше рисовальный мастер Лука Воронин, когда собирался в труднейшую Северо-Восточную географическую экспедицию 1785–1795 годов. Недавний выпускник Академии художеств, молодой и потому отчаянный, отправился в далекое и многолетнее путешествие. Во время этого «пленэра» он прошел чукотский берег от Колымы до Берингова пролива, побывал на Алеутских островах и создал огромное число рисунков, с которых затем делали гравюры для научных книг и альбомов. Лука Воронин с предельной точностью отобразил все увиденное, оставив единственные на тот момент зримые свидетельства о жизни неведомых земель и их обитателей. Сегодня оригиналы рисунков талантливого рисовальщика хранятся в Фонде уникальных документов Российского государственного архива Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, но их копии, переходя из века в век, по-прежнему украшают многие издания и публикации, придавая им не только художественную, но и научную ценность.

«...вложить себя в поток человеческой культуры». Слова российского этнографа Нины Ивановны Гаген-Торн обозначили главную тему нынешнего выпуска журнала, позволившую рассказать о тех, кто действительно вложил свои знания и талант в общую копилку. Как это сделала сама Нина Гаген-Торн, несмотря на очень сложный рисунок собственной судьбы. Или художница Евгения Константиновна Эвенбах, объехавшая с экспедициями многие регионы нашей огромной страны, в том числе и Хабаровский край, делая зарисовки и фотографии, собирая этнографические коллекции, иллюстрируя словари и книги на языках коренных малочисленных народов. Впрочем, и автор статьи о Евгении Эвенбах — Елена Юльевна Турчинская, профессор кафедры русского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств, живущая в Санкт-Петербурге, тоже в свое время немало сделала для становления Музея
изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, в том числе формируя коллекцию Эвенбах.

Еще мы сегодня можем вспомнить художника Егора Егоровича Мейера, увековечившего в XIX веке самый первый русский город на Амуре — Николаевск и тех людей, которые стояли у истоков его музыкальной культуры; казачьего поэта Василия Симоновича Коренева, сумевшего не расплескать в эмиграции своей любви к покинутой родине; писателя Григория Гибивича Ходжера, рассказавшего об удивительном мире народа нани; художников-педагогов хабаровского худграфа, воспитавших уже несколько поколений живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства, работы которых часто украшают и страницы нашего журнала. И еще многих-многих наших земляков, благодаря которым культура Дальнего Востока так многообразна и богата.

Если Время — река, то в ее безудержный поток из века в век, из года в год вливаются чистые ручьи многогранного человеческого таланта. Тех, кто умеет распознавать особые знаки, посылаемые Вселенной, запечатлевая их в своих произведениях. И тех, кому важно собрать воедино и сохранить память об этих творцах. Хочется верить, что так будет всегда.

Елена ГЛЕБОВА