Поиски идеала красоты и душевной гармонии, присущие русскому человеку, нашли свое полное воплощение в иконе. Используя византийское наследие, русские иконописцы привнесли в ее написание некоторые отличительные особенности, связанные с историей развития русского государства. Особо был почитаем на Руси образ Богородицы. Богородичные иконы отличались от икон с образами других святых разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания, а также особой духовной наполненностью. Написать Богородичную икону — очень сложное искусство, в котором все имеет символический смысл: позы, жесты, предметы, одежда. Даже, казалось бы, такая деталь, как роспись головного покрова Богородицы — мафория имеет значение. Чтобы это понять, стоит обратиться к собранию Богородичных икон Дальневосточного художественного музея. Они поступили сюда наряду с другими иконами в разное время из фондов Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, а также из частных коллекций любителей старины. Всего в коллекции 43 Богородичные иконы, с богородичным праздничным циклом включительно. Не на всех из них мафорий Богородицы расписан в соответствии с установленными правилами — византийским каноном. Канон диктует изображать Богоматерь в мафории темно-вишневого цвета с тремя золотыми звездами на челе и плечах. При этом темно-вишневый цвет символизирует царственную власть Богоматери — Царицы Небесной, а звезды — три Ее девства, чудесно сохранившихся «до рождества, в рождестве и по Рождестве». Встречаются иконы, где роспись мафория Богоматери иная. Неканоничная может усилить сакральный смысл образа или подсказать место и время создания иконы. Если сравнить две музейные иконы с образом Казанской Богоматери, заметно, что одна из них — «Казанская Богоматерь» XIX века — выполнена целиком в соответствии с византийским каноном. А другая, «Богоматерь Казанская со святыми на полях» XIX века, судя по орнаменту каймы мафория, выполнена в стиле русских икон времен татаро-монгольского ига. На иконе «Богоматерь Грузинская» у Богоматери темно-вишневый мафорий с цветной подкладкой и большими красными отворотами необычной формы, похожей на капли крови. Написание такой формы и цвета отворотов напоминает верующим о предстоящей жертвенной крови распятого Христа. Этим усиливается сакральная идея образа. Вместе с тем мафорий говорит нам о времени и месте создания иконы. В России «Богоматерь Грузинская» была списана с византийского канона Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Название «Грузинская» этому типу Богоматери присвоено в более позднее время — в XVIII–XIX веках. Икона «Коронование Богоматери», как говорит надпись в левом углу: «Соw(т)ворена Iкона Сия[ ] во[ ]томъистараnиемъ Жителемъ деревnе бойковой Iваномъ Минаевымъ 1794 года мца марта ф.». На Богоматери темно-синий мафорий с желто-оранжевым исподом, горизонтальные складки которого вычурно драпируют ее фигуру. На голове прикрывающий затылок плат белого цвета — символа чистоты, праведности и простоты. Таким цветом усиливается сакральность образа. Контрастное цветовое сочетание мафория и вычурная форма его складок говорят о заметном влиянии в русской иконописи в конце XVII века западных гравюр. Изображение Богоматери с простертыми руками и Богомладенцем на лоне такое, как на музейной иконе «Знамение» Воплощение, происходит от древнего константинопольского типа, восходящего, в свою очередь, к римским изображениям, датируемым IV веком. В Древней Руси поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, но уже в гирлянде облаков, где мафорий Богоматери красного цвета с зеленым исподом, называлось «Знамение» Воплощение. Здесь красный символизирует тепло любви, животворной энергии, а также цвет крови и мучений Христа. Причем испод мафория такого же зеленого цвета, как гиматий (накидка) Богомладенца. Этот цвет подчеркивает богословскую идею юности, цветения, надежды верующих на вечное обновление. Он присутствовал на иконах там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. На иконе «Богоматерь Федоровская» мафорий Богородицы, как и поля иконы, неканоничного ярко-оранжевого цвета. Края мафория Богородицы и часть фона имеют ярко-желтые полосы. Поверх мафория Богородицы посеребренный наголовник (убрус), украшенный растительным и точечным орнаментом. Икона благодаря таким свежим локальным красочным сочетаниям и травному узору убруса относится к так называемым народным иконам — «краснушкам». Пожалуй, самый необычный мафорий у Богоматери, написанной на иконе «Богоматерь с младенцем» второй половины XVIII века. Он имеет надписи-пиктограммы, которые усиливают сакральный смысл иконы. Надписи тактично входят в декоративный строй мафория Богоматери. Кайма мафория у головы Богоматери имеет текст снизу вверх: «ЕЕ СЛОВО НЫН(...) ЕШНЕЕ ПРИНОШЕНIЕ W(что означает от) ВСЯКIЯ NАПАСТИ ИЗБАВИ [...]ВСЕХЪ И ГРЯДУЩIЯ ИЗМИ МУВО ВОПИЮЩА [...] (далее изображен цветочный узор) ТИ (далее изображен цветочный узор)». Надпись на кайме мафория по левой руке: «АЛЛИЛУ ИЯ», по правой руке: «ВСЕХЪ СТЫХЪ СТЕВ». Надпись на кайме мафория по левому плечу Богородицы слева направо: «ХЛИМОПШIЕ Гь (далее изображен цветочный узор)». Ниже надпись: «[...]ЕТАЯ МАТИ РОЖД[...]МКО[...]», еще ниже: «БЦ». Под каймой в складках имеется геометрический орнамент. Надпись на бахроме мафория греческими буквами может быть прочтена как «Бахромой украшенная». Как известно, бахрома, украшающая мафорий Богородицы, является символом ее царственности. В данном случае надпись представляет собой не что иное, как украшающий эпитет, обращенный к «царице небесной». Вместо звезд приснодевства на плечах и на челе мафория изображены ангельские лики, повернутые к Богородице. Источником письма музейной иконы «Скорбящая Богородица» послужил текст канона молитвы Богоматери, в котором она названа «скорбящих радостью». В центре иконы изображена сильно увеличенная ростовая фигура Богоматери с группирующимися фигурами ангелов и страждущих. На Марии наголовник интенсивного желтого цвета, декорированный спиралевидными завитками, и темно-вишневый мафорий с белой графической прорисовкой складок. Мафорий драпируется круглой складкой на локтях. По краям мафория имеются надписи в белых рамках дробниц: «НАГИМЪ», «ОДЕЯNIЕ», «АЛЧУЩИМЪ», «ПИТАNIЕ». Надписи над молящимися, ярко выраженными в образе «Скорбящей Богородицы», вполне отвечают сакральной идее заступничества. Икона по ряду признаков, в том числе по росписи мафория и наголовника, напоминает так называемые народные «полосатые» иконы XVIII–XIX веков. Фон иконы имеет широкие полосы: красную, желтую, серо-голубую и охристую. К середине XVIII века увеличилось количество иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость». Это объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с таким названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться оригинальными деталями. К подобному изводу (разновидности) относится и музейная икона конца XIX века «Богоматерь Всех Скорбящих Радость», так называемая «Богородица с грошиками». Богородица представлена не в царственном облике, а в образе Пресвятой Девы без Младенца в окружении людей, ожидающих ее помощи. На ней новая деталь — белый наголовник поверх синего мафория с нанесенными золотыми грошиками. Появляются новые детали: белый плат на главе Богородицы поверх мафория с грошиками. Этот извод был широко распространен, в том числе в старообрядческой среде (Урал, Ветка). Такая роспись мафория помогает понять сакральный смысл образа — его чудесного спасения от пожара. Событие пожара произошло, как написано на нижнем поле иконы: «... после грозы разразившейся 23 июля 1888 года надъ часовнею находящейся в С. Петербурге въ те от прил. КъСтекл. Завод()». Молния с силой ударила в часовню, обожгла стены внутри нее, но не коснулась образа Богоматери, а двенадцать медных монет из разбитой кружки подаяний оказались прикрепленными в разных местах к образу. Слух о святой иконе распространился по всей России. Иконографические особенности рассмотренных музейных икон показывают, что русские иконописцы не механически повторяли образец, но серьезно перерабатывали композицию, обдумывали содержание и характер каждой используемой в иконе детали. Обращаясь к русской иконе, не стоит забывать, что каждая деталь в ней важна. Наталия СТАРУН |
|||
|