В творчестве художника Юрия Ефименкова соединяются два совершенно разных, на первый взгляд, направления — живопись и декоративно-прикладное искусство. Но это лишь на первый взгляд. В его холстах — сюжеты путешествий, написанные красками самой природы. Художник пытается разгадать формулу этих цветовых нюансов и выразить через них свое внутреннее состояние. В его декоративных работах — произведения, продиктованные фактурой природного материала, но при этом необычайно живописные, гармоничные в изгибах линий, в слиянии полутонов. Наверное, не случайно свою персональную выставку, состоявшуюся в 2005 году в Арт-подвальчике, Юрий Ефименков назвал «Берега». Представив живопись и произведения народного искусства, художник очертил берега своего творчества. Юрий Ефименков, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с дальневосточной землей, как-то по-особому чувствует ее ритмы. И это не случайно, ведь учиться ему довелось у лучших северных мастеров, которые пусть и не сразу, но открыли молодому тогда педагогу тайны своих ремесел и учили его плетению из тальника (лозы), обработке бересты. А в ремеслах народов Приамурья, как известно, технологические приемы тесно сплетены с духовными обрядами, особым отношением к природе. Бабушки показывали ему, как правильно собирать материал и что для чего может пригодиться, учили на глазок определять, стоит ли брать эту лозу или нет. Многих мастеров из приамурских селений знал Юрий Федосеевич, но с особым теплом вспоминает Очу Лукьяновну Росугбу, Зою Александровну Пластину — известнейших в былые времена ульчских народных художниц из Булавы. К слову, именно бабушка Зоя стала для него своего рода крестной в ремесле лозоплетения. Глядя на работу Юрия Ефименкова, она не раз говорила: «Все будет хорошо, выйдет из тебя толк!» Потом к аборигенному штриху этого ремесла прибавился и славянский. В подмосковных центрах народного искусства, таких, как Кобяково, Голицыно, Большие Вязёмы, Юрий Ефименков наблюдал за работой мастеров, примечал особенности. Но, в общем-то, понял главное, что в искусстве лозоплетения, к какой бы «национальности» оно не относилось, много общих черт. Соединив аборигенные и славянские приемы работы с лозой и добавив свои собственные технологические наработки, художник перенес это на дальневосточный материал. Плетение из лозы или тальника — одно из самых древних видов народного искусства. Как рассказывает Юрий Федосеевич, однажды наступил момент, когда это ремесло перешагнуло рамки народного и стало необычайно востребованным в период модерна — в конце XIX — начале XX столетий. Тогда в моду вошли кривые, перетекающие одна в другую линии, живой материал — и все это соединяли в себе рукотворные вещи из лозы. Сегодня век двадцать первый, и интерьерный дизайн вновь делает акцент на живых фактурах, наполняя наши дома и офисы красивыми вещами, сделанными руками мастеров. Выработав собственный почерк и стиль, это направление развивает в своем творчестве Юрий Ефименков. И, конечно же, учит своих студентов. Многие бывшие ученики Юрия Федосеевича стали хорошими мастерами, работают в разных уголках Дальнего Востока. На своих занятиях по декоративно-прикладному искусству Юрий Ефименков дает не только методы и приемы работы с тальником или берестой. Главное, чему он учит — любви. Художник убежден, что без этой искорки в ремесле ничего не получится. Как, впрочем, и в творчестве вообще. Елена ГЛЕБОВА ЕФИМЕНКОВ Юрий Федосеевич. Окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Стажировался во Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Долгое время работал с детьми, был директором Хабаровской детской художественной школы. С 1987 года — преподаватель рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства Хабаровского государственного колледжа искусств. |
|||
|