Листая семнадцатый год

Елена ГлебоваУ многих 1917 год ассоциативно связан с Октябрьской революцией. В советской историографии она названа «великой», в современных источниках — «октябрьским переворотом». В любом случае, это одно из крупнейших событий XX века, одновременно созидающее и разрушающее, сбрасывающее со счетов старые ценности и утверждающее новые. Многим гражданам Российской империи пришлось навсегда покинуть родину, гораздо большему числу людей предстояло научиться жить в новых условиях. Но все это произошло позднее. А пока, несмотря на тревожные знаки, жизнь катилась своим чередом. Благодаря документальному проекту «1917. Свободная история» (https://project1917.ru) появилась возможность узнать историю каждого дня переломного года непосредственно от его современников и главных действующих лиц. Авторы проекта, ставя своей задачей оживить прошлое и приблизить его к настоящему, используют только документы эпохи — ранее неизвестные фото- и видеодокументы, газетные публикации, объявления, письма, воспоминания, дневники.

Максимилиан Волошин пишет из дома: «Вернувшись весною 1917 г. в Крым, я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — и все волны гражданской войны и смены правительства проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей о совершающемся». А между тем в Петрограде в Василеостровском театре дают веселую комедию «Бабушка», а в Малом зале Консерватории хореографический благотворительный вечер по случаю десятилетия творческой деятельности артистки балета Лидии Муромской.

В Москве на сцене Малого театра проходят долгожданные гастроли артистов Александринки, представляющих драму Льва Толстого «Живой труп». Сергей Дягилев готовит грандиозную постановку во Франции, в которой участвуют Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Анри Матисс. Всеволод Мейерхольд занимается организацией Союза мастеров сценических постановок — режиссеров и художников-декораторов. Казимир Малевич, напряженно работая всю зиму над первым выпуском журнала общества художников «Супремус», весной наконец подводит итог: «Сегодня уже окончательно решено с журналом, отданы картины для фототипии. Журнал будет издан очень хорошо. 2 тысячи экземпляров, продажа отдельного номера — 3 рубля 50 копеек. Обойдется, может быть, и все три тысячи рублей. Печатной литературы будет 50 страниц, всего в журнале наберется 100 страниц». Андрей Белый возвращает Александру Блоку долг в 200 рублей и в короткой записке благодарит «за добрую помощь в трудный момент».

О земном. Крестьянин Александр Замараев из города Тотьмы Вологодской губернии сетует: «Снег, сырость, холодный ветер. Многие пахать еще не начинали. Пашня за душу нынче 80 р. Поденщиной грузят бабы, три рубля», мужики — от пяти до восьми. Но дороговизна страшная. Ничего нельзя купить на деньги«. В Ясной Поляне Софья Андреевна Толстая записывает в дневнике: «Огромное количество посетителей дома и могилы; все военные. Очень всем интересовались и симпатично относились и к Тане-дочери, и ко мне. Скоту нет корма, и меня это очень беспокоит. У нас тоже провизия истощается». Еще одна дневниковая запись от 16 мая, сделанная императором Николаем II: «У Алексея болела рука, и он пролежал целый день. С утра до вечера лил дождь, очень полезный для появляющейся растительности. Недолго погулял утром и днем с Марией и Анастасией. Много читал».

4 августа в Кирико-Улитовской церкви Вологодского уезда обвенчались Зинаида Райх и Сергей Есенин, а 23 сентября астроном Сергей Иванович Белявский обнаружил три неизвестных астероида. Зинаида Гиппиус пишет из Кисловодска: «Однако, дела неважны. Здесь — забастовки, с самыми неумеренными требованиями, которые длятся, длятся и кончаются тем, что Совет грозит: „У нас 600 штыков!“, после чего „требования принимаются“. В Петербурге было побоище. Вооруженные рабочие стреляли в безоружных солдат. Мы знаем здесь... почти ничего не знаем». А в октябре, уже по возвращении Гиппиус в Петроград, появляется следующая запись: «Пишу днем, т. е. серыми сумерками. — Одна подушка уже навалилась на другую: город в руках большевиков: Между революцией и тем, что сейчас происходит, такая же разница, как между мартом и октябрем, между сияющим тогдашним небом весны и сегодняшними грязными темно-серыми склизкими тучами...».

15 ноября, в поезде, подъезжая к Орлу, Марина Цветаева пишет письмо мужу Сергею Эфрону: «Если Вы живы, если мне суждено еще раз с Вами увидеться, — слушайте: вчера прочла в газете „Южный край“ — в Москве 9000 убитых: Если Бог сделает чудо — оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака». За полгода до этого философ Николай Бердяев записал свои мысли: «В стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь русской души. Вся революция наша представляет собой бессовестный торг — торг народной душой и народным достоянием».

2017-й год — 100-летие Октябрьской революции, но главная тема этого номера журнала о другом. Она о тех, кто родился в 1917-м, повзрослев, прошел Великую Отечественную и оставил реальный след в дальневосточной культуре. Николай Иванов запечатлел хронику строящегося Комсомольска в акварелях. Яков Куриленко отразил в больших холстах главные символы прошлого столетия. Владимир Клипель и Виктор Александровский создали портрет своего поколения в литературных произведениях, Георгий Пермяков встал у истоков дальневосточной фантастики. Зосима Востоков написал «Хроники Хабаровска» от его возникновения до 1947 года, сформировал уникальную фактографическую картотеку и коллекцию микрофильмов редких изданий и документов, передав все это в фонд Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Времена не выбирают. В них живут.

Елена ГЛЕБОВА