Творчество художников Советской России
в коллекции Дальневосточного художественного музея
К 100-летнему юбилею Октябрьской революции в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка художников Советской России «Ураган времени». Искусство уникальное, достойное восхищения и уважения, благодарной памяти современников и потомков.
Из большой семьи художников, родившихся в 1917 году, назовем четыре фамилии, чьи работы хранятся в музейной коллекции, а сведения об их творческом пути собраны в книге Союза художников России «Мы помним... Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (М., 2000).
Владимир Ефимович Цигаль
(1917–2013) — скульптор, народный художник СССР
Родился в Одессе. Ветеран Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны, многими боевыми медалями, отдал искусству более 65 лет. С 1991 г. был бессменным руководителем творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств, передавая знания и опыт молодежи, будущим скульпторам. Автор ряда памятников, сооруженных в Москве, в других городах нашей страны и за рубежом. Всем своим творчеством призывал бороться за мир, который необходим народам планеты тогда и сейчас, в XXI веке. «Долой войну!» — взывает символическая фигура воина-ветерана.
В нашем музее хранятся две работы Владимира Цигаля «Народный доброволец» и «Чабан», а в библиотеке музея — альбомы, статьи, книга воспоминаний. От Министерства культуры РСФСР в 1962 г. в ДВХМ поступил скульптурный бюст «Народный доброволец», созданный Владимиром Цигалем в 1952 г. В каталоге передвижной выставки произведений, экспонировавшихся в городах Сибири и Дальнего Востока (М., 1954), произведение описывается как образ молодого китайского патриота в форме бойца народной армии. Гордо поднятая голова, прямой взгляд, сжатые губы, весь облик непреклонный и мужественный. Это был отклик скульптора на реальные события в Китае: Гражданская война в 1949 г. и провозглашение КНР.
«Народный доброволец» — лишь первая часть задуманной автором композиции из трех скульптур — китайского патриота, африканского борца против колониального гнета и русского защитника Отечества.
Художники Вл. Цигаль, Фрих-Хар, А. Посядо и художники советских республик создали целую галерею образов чабанов — пастухов, которые выполняли ответственную, тяжелую и опасную работу, находясь далеко от дома. За высокие показатели их награждали орденами и медалями, многим присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Художник Виктор Цигаль (1916–2005), старший брат Владимира Цигаля, во время пребывания в Дагестане беседовал с чабанами. В книге мемуаров «Встречи в пути» (М.,1996) В. Цигаль описал, как семья собак помогает чабанам перегонять скот на пастбище и охранять отары овец. Дополнить собирательный образ пастуха может рассказ о творчестве хабаровского художника живописца И. С. Петухова (1927–1993). Он ездил в Забайкалье, встречался с чабанами, жил вместе с ними в горах, беседовал со старожилами. Побывал у оленеводов а Аяно-Майском районе в 1963–1969 гг., создал работы «Праздник оленеводов», «Портрет оленевода» и другие.
Вл. Цигаль написал книгу «Не переставая удивляться... Записки скульптора» (М.,1986), в которой знакомит читателей с творческой лабораторией своих памятников героям прошедшей войны. Он пишет: «... моей мечтой было — вернуть их в строй в бронзе, граните и мраморе», что несомненно относится и к двум памятникам Герою Советского Союза, отважному разведчику Рихарду Зорге — на его родине в Баку (1981) и в Москве (1985). Много добрых слов Вл. Цигаль посвящает своим современникам-скульпторам В. Н. Домогацкому (1876–1939), И. Г. Фрих-Хару (1893–1978), И. М. Чайкину (1888–1979), скульптурные работы которых имеются в коллекции ДВХМ.
Дети братьев Цигалей также выбрали дорогу искусства. Дочь Вл. Цигаля Татьяна (р. в 1951 г.), как и отец, выпускница МГХИ им. В. И. Сурикова, побывала в творческих поездках в Сибири, на Дальнем Востоке (Приморье, Курильские острова). В альбоме «Татьяна Цигаль» (М., 1987) есть цветная репродукция портрета Н. Заровной (1982), с которой Татьяна Цигаль встретилась на даче СХ России «Сенеж» в Подмосковье.
С 1974 г. Сергей и Наталья Заровные, переехав из Хабаровска, возглавляли офортную мастерскую на даче «Сенеж». После смерти С. П. Заровного (1941–1986) мастерской присвоили его имя. Работы Заровных представлены в коллекции ВДХМ.
Федор Павлович Усыпенко
(1917–2000) — живописец, график, народнжый художник РСФСР
Профессиональный художник Ф. П. Усыпенко посвятил свое творчество военно-патриотической теме. Как член студии военных художников им. М. Б. Грекова принимал участие в военных действиях на Дальнем Востоке в период окончания Второй мировой войны. В ДВХМ хранится литография художника «Вступление Красной Армии в Харбин». Год создания произведения и поступления в музей — 1946-й.
На месте событий 1945 года Ф. Усыпенко сделал зарисовки: китайские крестьяне и дети, порт Дальний... В 1955 г. закончил работу над полотном «Переход советских войск через Большой Хинган». Созданные на Дальнем Востоке работы художника указаны в каталоге выставки произведений «В боевом строю. Творческий отчет за 40 лет военных художников студии им. М. Б. Грекова. Живопись. Диорамы. Графика. Сульптура» (М., 1974).
Кроме Ф. П. Усыпенко творческое наследие художников-грековцев представлено в музее работами М. В. Грекова, Н. Н. Жукова, В. В. Богаткина, В. С. Бибикова, Е. В. Вучетича, Р. Г. Горелова, Е. А. Корнеева, Б. В. Окорокова, Н. Я. Соколова и других. Это произведения живописи, графики, скульптуры.
Ф. П. Усыпенко принимал участие в воссоздании «Бородинской панорамы» Ф. Рубо, в создании диорамы «Альпийский поход А. В. Суворова в 1799 г.» (находится в музее-заповеднике А. В. Суворова в с. Кончанском-Суворовском Новгородской области). Удостоен золотой медали им. Грекова, также почетной медали Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» (открыта в 1982 г., Волгоградский государственный музей-панорама «Сталинградская битва»).
Василий Михайлович Звонцов
(1917–1994) — график, народный художник РСФСР
В памяти художника навсегда остались родные места Вологодской области и образ отца. Отец — сельский учитель, очень любил искусство, музыку. Много занимался рисованием, собирал репродукции, имел неплохую библиотеку. Был первым наставником сына. Будущий художник с детства полюбил природу русского Севера, избрав пейзажную живопись основой своего творчества. Художественное образование помогло осуществить давнюю мечту — стать офортистом. Участие в Великой Отечественной войне научило по-настоящему видеть простую красоту мира. В его послевоенном творчестве графика «мирная», но дипломной работой в 1952 г. в институте стала серия станковых пейзажей «По дорогам войны». Проявил себя как талантливый педагог, преподавая с 1953 по 1970 г. офорт на графическом факультете института им. И. Е. Репина.
С 1987 года в ДВХМ хранятся восемь работ В. М. Звонцова в технике офорта, созданных в 1950-е и 1970-е годы. С 1957 г. преподаватель приезжал со студентами института имени И. Е. Репина в пушкинское Михайловское на практику. Художник учился сам, наблюдая за природой заповедных мест: переносил в мельчайших подробностях на бумагу увиденное, совершенствуя пластический язык графики. Завязалась на долгие годы дружба, переписка с директором заповедника С. С. Гейченко. Звонцов проиллюстрировал все издания книги С. С. Гейченко «У Лукоморья». В 2003 году в Пскове к 100-летию со дня рождения С. С. Гейченко вышла из печати книга «Как у вас, в Михайловском? или История дружбы в письмах и записках Василия Михайловича Звонцова Семену Степановичу Гейченко».
Искусствоведы, анализируя работы художника, называют предшественниками его творчества «мирискусников» В. М. Конашевича (1888–1963) и Д. И. Митрохина (1888–1973). Отмечают схожесть мастерства: изысканность, мягкий лиричный графический язык, высокую профессиональную культуру, живописность и поэтичность графики. Будучи главным редактором издательства «Аврора», Звонцов готовил к печати альбом о творчестве Д. И. Митрохина. В последние два года жизни Д. И. Митрохина они регулярно встречались, обсуждая предстоящее издание. Об этом Звонцов написал в статье, вошедшей в сборник «Митрохин. Статьи. Письма. Воспоминания» (Л., 1986, с. 417–422).
Иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Советский писатель», Детгиз, «Художник РСФСР». Его любимые техники, кроме офорта, — китайская тушь, карандаш, рисунок углем. Написал ряд книг и статей по вопросам изобразительного искусства. Эти издания и каталоги персональных выставок В. М. Звонцова можно найти в Дальневосточной государственной научной библиотеке.
Рейнгольд Генрихович Берг
(1917–1988) — живописец, график. Заслуженный художник РСФСР
Родился в семье крестьян в глухой деревне в Поволжье. С детства пристрастился к рисованию. Учился в студии для одаренных подростков в г. Энгельсе, в 1933–1935 г. — в Зельманском педагогическом училище. Затем поступил на 2-й курс Саратовского художественного училища, окончив его с отличием в 1938 г. Работал учителем рисования и черчения в школе, в педагогическом училище. В 1940-м призван в ряды Красной армии. Во время Великой Отечественной войны при обороне Смоленска в 1941 г. был тяжело ранен и отправлен в тыл, его демобилизовали. Берг едет к своей семье, находившейся в сибирской деревне близ Кемерово. Сюда же эвакуирован ленинградский детский дом, куда и поступил работать художник. В 1946-м переехал в Кемерово, где жил и работал более двадцати лет. В 1962 г. принят в члены Союза художников СССР за серию гравюр и художественных полотен из жизни Кемеровской области. Работал в технике линогравюры, иногда переходил на ксилографию. Именно в это время наш музей получил линогравюру Р. Г. Берга «Новый коксовый цех» из серии «Из истории коксохимзавода». Берг подолгу жил на шахтах Кузбасса, его привлекали и иные маршруты... На это указывают названия серий графики: «По Средней Азии», «По Горной Шории», «По вологодской земле». Актуально замечание А. П. Лепетухина: «Обычно графики мыслят сериями. Несколько листов об одном и том же. Тема как бы поворачивается во времени и пространстве. А художник режиссирует движение настроений и мыслей зрителя: напряжение — завязка, развитие, финал. Есть в серийном мышлении что-то от литературы и театра» (Тихоокеанская звезда. 2005. 9/XII).
В 1965 г. назначен главным художником Кемеровского отделения Художественного фонда РСФСР, с 1967 г. — председатель Кемеровского Союза художников. Пробовал себя в книжной иллюстрации, монументальной живописи. С 1978 г. — директор Дома творчества «Челюскинской» в Пушкинском районе Московской области. Автор серий гравюр «По Самарканду» и «В Прибалтике» (1982), выполненных в технике пастели. Участник многих выставок, в которых принимали участие и хабаровские художники. Они приезжали в Дом творчества «Челюскинский». Графическое наследие Р. Г. Берга собирают музеи России. Среди них Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Палласовский историко-художественный музей (Волгоградская область).
Автор статьи благодарит коллег по ДВХМ за помощь в подготовке материала.
Татьяна ЛАВРОВА
Фото Валерия МАЙОРОВА