И невозможное возможно…

Творчество художников Советской России
в коллекции Дальневосточного художественного музея

К 100-летнему юбилею Октябрьской революции в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка художников Советской России «Ураган времени». Искусство уникальное, достойное восхищения и уважения, благодарной памяти современников и потомков.

Из большой семьи художников, родившихся в 1917 году, назовем четыре фамилии, чьи работы хранятся в музейной коллекции, а сведения об их творческом пути собраны в книге Союза художников России «Мы помним... Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (М., 2000).

Владимир ЦигальВладимир Ефимович Цигаль
(1917–2013) — скульптор, народный художник СССР

Родился в Одессе. Ветеран Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны, многими боевыми медалями, отдал искусству более 65 лет. С 1991 г. был бессменным руководителем творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств, передавая знания и опыт молодежи, будущим скульпторам. Автор ряда памятников, сооруженных в Москве, в других городах нашей страны и за рубежом. Всем своим творчеством призывал бороться за мир, который необходим народам планеты тогда и сейчас, в XXI веке. «Долой войну!» — взывает символическая фигура воина-ветерана.

В нашем музее хранятся две работы Владимира Цигаля «Народный доброволец» и «Чабан», а в библиотеке музея — альбомы, статьи, книга воспоминаний. От Министерства культуры РСФСР в 1962 г. в ДВХМ поступил скульптурный бюст «Народный доброволец», созданный Владимиром Цигалем в 1952 г. В каталоге передвижной выставки произведений, экспонировавшихся в городах Сибири и Дальнего Востока (М., 1954), произведение описывается как образ молодого китайского патриота в форме бойца народной армии. Гордо поднятая голова, прямой взгляд, сжатые губы, весь облик непреклонный и мужественный. Это был отклик скульптора на реальные события в Китае: Гражданская война в 1949 г. и провозглашение КНР.

Владимир Цигаль. Народный доброволец. 1952. Алюминий, литье. 63,0 x 94,0 x 27,0. Пост. в 1962 от МК РСФСР«Народный доброволец» — лишь первая часть задуманной автором композиции из трех скульптур — китайского патриота, африканского борца против колониального гнета и русского защитника Отечества.

Художники Вл. Цигаль, Фрих-Хар, А. Посядо и художники советских республик создали целую галерею образов чабанов — пастухов, которые выполняли ответственную, тяжелую и опасную работу, находясь далеко от дома. За высокие показатели их награждали орденами и медалями, многим присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Художник Виктор Цигаль (1916–2005), старший брат Владимира Цигаля, во время пребывания в Дагестане беседовал с чабанами. В книге мемуаров «Встречи в пути» (М.,1996) В. Цигаль описал, как семья собак помогает чабанам перегонять скот на пастбище и охранять отары овец. Дополнить собирательный образ пастуха может рассказ о творчестве хабаровского художника живописца И. С. Петухова (1927–1993). Он ездил в Забайкалье, встречался с чабанами, жил вместе с ними в горах, беседовал со старожилами. Побывал у оленеводов а Аяно-Майском районе в 1963–1969 гг., создал работы «Праздник оленеводов», «Портрет оленевода» и другие.

Владимир Цигаль. Чабан. Бронза, литье. 37,0 x 17,0 x 27,0. Пост. в 1985 от ДВ СХ СССРВл. Цигаль написал книгу «Не переставая удивляться... Записки скульптора» (М.,1986), в которой знакомит читателей с творческой лабораторией своих памятников героям прошедшей войны. Он пишет: «... моей мечтой было — вернуть их в строй в бронзе, граните и мраморе», что несомненно относится и к двум памятникам Герою Советского Союза, отважному разведчику Рихарду Зорге — на его родине в Баку (1981) и в Москве (1985). Много добрых слов Вл. Цигаль посвящает своим современникам-скульпторам В. Н. Домогацкому (1876–1939), И. Г. Фрих-Хару (1893–1978), И. М. Чайкину (1888–1979), скульптурные работы которых имеются в коллекции ДВХМ.

Дети братьев Цигалей также выбрали дорогу искусства. Дочь Вл. Цигаля Татьяна (р. в 1951 г.), как и отец, выпускница МГХИ им. В. И. Сурикова, побывала в творческих поездках в Сибири, на Дальнем Востоке (Приморье, Курильские острова). В альбоме «Татьяна Цигаль» (М., 1987) есть цветная репродукция портрета Н. Заровной (1982), с которой Татьяна Цигаль встретилась на даче СХ России «Сенеж» в Подмосковье.

С 1974 г. Сергей и Наталья Заровные, переехав из Хабаровска, возглавляли офортную мастерскую на даче «Сенеж». После смерти С. П. Заровного (1941–1986) мастерской присвоили его имя. Работы Заровных представлены в коллекции ВДХМ.

Федор Усыпенко Федор Павлович Усыпенко
(1917–2000) — живописец, график, народнжый художник РСФСР

Профессиональный художник Ф. П. Усыпенко посвятил свое творчество военно-патриотической теме. Как член студии военных художников им. М. Б. Грекова принимал участие в военных действиях на Дальнем Востоке в период окончания Второй мировой войны. В ДВХМ хранится литография художника «Вступление Красной Армии в Харбин». Год создания произведения и поступления в музей — 1946-й.

На месте событий 1945 года Ф. Усыпенко сделал зарисовки: китайские крестьяне и дети, порт Дальний... В 1955 г. закончил работу над полотном «Переход советских войск через Большой Хинган». Созданные на Дальнем Востоке работы художника указаны в каталоге выставки произведений «В боевом строю. Творческий отчет за 40 лет военных художников студии им. М. Б. Грекова. Живопись. Диорамы. Графика. Сульптура» (М., 1974).

Федор Усыпенко. Вступление Красной Армии в Харбин. 1946 Бумага, литография. 452 х 633. Пост. в 1946 из цеха графики живописно-скульптурного комбината Московского товарищества художниковКроме Ф. П. Усыпенко творческое наследие художников-грековцев представлено в музее работами М. В. Грекова, Н. Н. Жукова, В. В. Богаткина, В. С. Бибикова, Е. В. Вучетича, Р. Г. Горелова, Е. А. Корнеева, Б. В. Окорокова, Н. Я. Соколова и других. Это произведения живописи, графики, скульптуры.

Ф. П. Усыпенко принимал участие в воссоздании «Бородинской панорамы» Ф. Рубо, в создании диорамы «Альпийский поход А. В. Суворова в 1799 г.» (находится в музее-заповеднике А. В. Суворова в с. Кончанском-Суворовском Новгородской области). Удостоен золотой медали им. Грекова, также почетной медали Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» (открыта в 1982 г., Волгоградский государственный музей-панорама «Сталинградская битва»).

Василий Звонцов Василий Михайлович Звонцов
(1917–1994) — график, народный художник РСФСР

В памяти художника навсегда остались родные места Вологодской области и образ отца. Отец — сельский учитель, очень любил искусство, музыку. Много занимался рисованием, собирал репродукции, имел неплохую библиотеку. Был первым наставником сына. Будущий художник с детства полюбил природу русского Севера, избрав пейзажную живопись основой своего творчества. Художественное образование помогло осуществить давнюю мечту — стать офортистом. Участие в Великой Отечественной войне научило по-настоящему видеть простую красоту мира. В его послевоенном творчестве графика «мирная», но дипломной работой в 1952 г. в институте стала серия станковых пейзажей «По дорогам войны». Проявил себя как талантливый педагог, преподавая с 1953 по 1970 г. офорт на графическом факультете института им. И. Е. Репина.

Василий Звонцов. Желязова воля. 1971. Бумага, офорт. 354 х 419; 211 х 289. Пост в 1987 от СП СХ СССРС 1987 года в ДВХМ хранятся восемь работ В. М. Звонцова в технике офорта, созданных в 1950-е и 1970-е годы. С 1957 г. преподаватель приезжал со студентами института имени И. Е. Репина в пушкинское Михайловское на практику. Художник учился сам, наблюдая за природой заповедных мест: переносил в мельчайших подробностях на бумагу увиденное, совершенствуя пластический язык графики. Завязалась на долгие годы дружба, переписка с директором заповедника С. С. Гейченко. Звонцов проиллюстрировал все издания книги С. С. Гейченко «У Лукоморья». В 2003 году в Пскове к 100-летию со дня рождения С. С. Гейченко вышла из печати книга «Как у вас, в Михайловском? или История дружбы в письмах и записках Василия Михайловича Звонцова Семену Степановичу Гейченко».

Василий Звонцов. Зимние сумерки. 1955. Бумага, офорт, акватинта. 165 х 241; 123х177. Пост. в 1987 из СПСХ СССРИскусствоведы, анализируя работы художника, называют предшественниками его творчества «мирискусников» В. М. Конашевича (1888–1963) и Д. И. Митрохина (1888–1973). Отмечают схожесть мастерства: изысканность, мягкий лиричный графический язык, высокую профессиональную культуру, живописность и поэтичность графики. Будучи главным редактором издательства «Аврора», Звонцов готовил к печати альбом о творчестве Д. И. Митрохина. В последние два года жизни Д. И. Митрохина они регулярно встречались, обсуждая предстоящее издание. Об этом Звонцов написал в статье, вошедшей в сборник «Митрохин. Статьи. Письма. Воспоминания» (Л., 1986, с. 417–422).

Иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Советский писатель», Детгиз, «Художник РСФСР». Его любимые техники, кроме офорта, — китайская тушь, карандаш, рисунок углем. Написал ряд книг и статей по вопросам изобразительного искусства. Эти издания и каталоги персональных выставок В. М. Звонцова можно найти в Дальневосточной государственной научной библиотеке.

Рейнгольд БергРейнгольд Генрихович Берг
(1917–1988) — живописец, график. Заслуженный художник РСФСР

Родился в семье крестьян в глухой деревне в Поволжье. С детства пристрастился к рисованию. Учился в студии для одаренных подростков в г. Энгельсе, в 1933–1935 г. — в Зельманском педагогическом училище. Затем поступил на 2-й курс Саратовского художественного училища, окончив его с отличием в 1938 г. Работал учителем рисования и черчения в школе, в педагогическом училище. В 1940-м призван в ряды Красной армии. Во время Великой Отечественной войны при обороне Смоленска в 1941 г. был тяжело ранен и отправлен в тыл, его демобилизовали. Берг едет к своей семье, находившейся в сибирской деревне близ Кемерово. Сюда же эвакуирован ленинградский детский дом, куда и поступил работать художник. В 1946-м переехал в Кемерово, где жил и работал более двадцати лет. В 1962 г. принят в члены Союза художников СССР за серию гравюр и художественных полотен из жизни Кемеровской области. Работал в технике линогравюры, иногда переходил на ксилографию. Именно в это время наш музей получил линогравюру Р. Г. Берга «Новый коксовый цех» из серии «Из истории коксохимзавода». Берг подолгу жил на шахтах Кузбасса, его привлекали и иные маршруты... На это указывают названия серий графики: «По Средней Азии», «По Горной Шории», «По вологодской земле». Актуально замечание А. П. Лепетухина: «Обычно графики мыслят сериями. Несколько листов об одном и том же. Тема как бы поворачивается во времени и пространстве. А художник режиссирует движение настроений и мыслей зрителя: напряжение — завязка, развитие, финал. Есть в серийном мышлении что-то от литературы и театра» (Тихоокеанская звезда. 2005. 9/XII).

Рейнгольд Берг. Новый коксовый цех. 1960. Бумага, линогравюра. 550 х 520. Пост. в 1961 от Министерства культуры РСФСРВ 1965 г. назначен главным художником Кемеровского отделения Художественного фонда РСФСР, с 1967 г. — председатель Кемеровского Союза художников. Пробовал себя в книжной иллюстрации, монументальной живописи. С 1978 г. — директор Дома творчества «Челюскинской» в Пушкинском районе Московской области. Автор серий гравюр «По Самарканду» и «В Прибалтике» (1982), выполненных в технике пастели. Участник многих выставок, в которых принимали участие и хабаровские художники. Они приезжали в Дом творчества «Челюскинский». Графическое наследие Р. Г. Берга собирают музеи России. Среди них Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Палласовский историко-художественный музей (Волгоградская область).

Автор статьи благодарит коллег по ДВХМ за помощь в подготовке материала.

Татьяна ЛАВРОВА
Фото Валерия МАЙОРОВА