«Твои книги останутся жить…»

К 100-летию Анатолия Вахова

Анатолий Алексеевич Вахов. 1953В 1950–80-е годы Анатолий Вахов был одним из самых популярных писателей-дальневосточников. «Фонтаны на горизонте», «Шторм не утихает», «Хоакин — гроза акул», «Пленники моря», «Тучи закрывают солнце»! Какие интригующе названия у его книг, как они притягивали читателей глубоким содержанием, захватывающими сюжетами, лихо закрученной интригой! Его произведения требовали серьезных раздумий, осмысления далеких и близких исторических событий, открывали романтические дали, удивительную дальневосточную природу, раскрывали суровые будни и характеры жителей восточной окраины огромной страны.

В Государственном архиве Хабаровского края хранится личный фонд Анатолия Алексеевича Вахова (Р-2216). Разнообразные материалы, рукописи, издания художественных и очерковых произведений, переписка, личные документы рассказывают о замечательном писателе и человеке. Документы в архив сдала вдова Мария Петровна (для друзей Майя) Вахова, которая долго и тщательно берегла наследие мужа, занималась популяризацией его творчества и переизданием книг.

Анатолий Алексеевич Вахов родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1918 года во Владивостоке, в семье почтальона и домохозяйки. Его литературное дарование проявилось еще в школе, потому что сочинения всегда были своеобразны, не укладывались в рамки школьных требований1. После окончания десятилетки он поступил в Дальневосточный государственный университет на факультет китайского языка, но ушел с третьего курса. Трудовой путь Анатолий начал в редакции Приморского краевого радиокомитета, где работал корреспондентом и редактором, сотрудничал с газетами «Приморский комсомолец», «Красное знамя». Именно тогда Анатолий Алексеевич начал «осваивать» Дальний Восток. По заданию редакции много ездил по региону, посетил самые отдаленные уголки, плавал на рыболовецких траулерах, судах дальнего плавания, записывал воспоминания очевидцев и участников Гражданской войны. Он накапливал впечатления и собирал материал для будущих книг. Свои первые рассказы Вахов опубликовал в 1941 году в альманахе «Советское Приморье» и журнале «На рубеже» (ныне журнал «Дальний Восток»).

Семья Анатолия Вахова. 1953С 1942 по 1946 год А. Вахов был журналистом всесоюзной молодежной газеты «Комсомольская правда» — сначала в Приморье и Хабаровском крае, затем в Ленинградской области, Белорусской ССР. В годы Великой Отечественной войны Вахов служил военным корреспондентом, работал в блокадном Ленинграде. Молодой журналист постоянно посещал ленинградские заводы, предприятия, бывал за линией фронта, рассказывал о повседневной жизни города, стянутого жесточайшей блокадой. Сегодня благодаря писателям и военным корреспондентам, которые находились на линии огня вместе с бойцами, мы имеем возможность представить все тяготы и ужас военного лихолетья.

В 1944 году в Лениздате вышла первая небольшая книжка Анатолия Вахова «Девять бесстрашных. Очерк о комсомольцах-партизанах Ленинградской области, Героях Советского Союза». Заметки о девяти бесстрашных — это рассказы об участниках партизанского движения Ленинградской области. Для того чтобы рассказать о героизме партизан, найти девятерых смельчаков, автор неоднократно пересекал линию фронта, встречался со своими героями под шквалом пуль. Несмотря на то, что очень много книг написано об обороне Ленинграда, наш земляк тоже внес свою лепту в блокадную летопись. Один из очерков Вахова посвящен знаменитому пионеру-герою Лене Голикову. Хабаровский журналист К. Пронякин утверждает, что именно в этой книге опубликована единственная сохранившаяся фотография Голикова2. По воспоминаниям родных и друзей, Анатолий Алексеевич очень гордился этой небольшой книжкой.

В августе-сентябре 1945 года, во время войны с милитаристской Японией, Вахов в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда» находился в Северной Корее и Северном Китае (Маньчжурия)3. За вклад в победу над врагом был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». «За победу над Японией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». После окончания войны Анатолий Алексеевич работал заместителем ответственного редактора газеты «Молодежь Молдавии», очеркистом в газете «Советская Молдавия», литературным редактором газеты «Пролетарская правда» в Калинине (ныне Тверь). Но его неудержимо тянуло на родину, на Дальний Восток, и в 1948-м вместе с семьей он вернулся в родной Владивосток, где стал главным редактором Приморского книжного издательства, а затем Дальневосточной студии кинохроники. В 1953 году Вахов переехал в Хабаровск, был принят заведующим отделом прозы в литературно-художественный журнал «Дальний Восток». Одна за другой выходили его первые приключенческие повести «Двое в тайге», «Пленники моря», «Тайна Горного острова», адресованные детям и юношеству. С 1956 года Анатолий Вахов — профессиональный писатель, в 1959 году его принимают в Союз писателей СССР.

К дальневосточной литературе в послевоенный период был огромный интерес. По воспоминаниям хабаровских писателей, все молодые литераторы проходили через горнило писательских обсуждений. Ранние произведения Анатолия Вахова читали и обсуждали знаменитые советские писатели Мариэтта Шагинян, Лидия Чуковская, популярнейший писатель-фантаст Александр Беляев, Константин Паустовский, Дмитрий Нагишкин. Письменный отзыв на повесть «Пленники Японского моря» дал автор романа «Туманность Андромеды» Иван Антонович Ефремов, которого интересовало молодое поколение писателей-дальневосточников. Все эти рецензии сохранились в фонде А. Вахова4.

Известные писатели старались в доброжелательной форме донести до молодежи азы литературного мастерства, учили технике писательского труда, погружения в писательскую лабораторию, и самое главное — вкладывать душу и всего себя в произведение. Во время обсуждения повести Вахова «Пленники Японского моря» в Московской областной комиссии Союза советских писателей в 1947 году Константин Георгиевич Паустовский дал такой совет молодому писателю: "Я хотел сказать только одно — о собственном авторском состоянии, когда вы пишете. Если вы не делаете установки в своей работе на событие для самого себя и для окружающих, то вы тем самым предаете литературу. Вы берете приключенческий жанр — вы должны сделать установку на событие, чтобы в этой книге вы изошли весь. Вы ставите точку, и у вас ощущение, что вы, как писатель, кончены, вы больше ничего не напишете. Это состояние, что вы кончены, очень обманчиво. Через три дня вам опять захочется писать. Но только так, я считаю, надо к делу относиться, и только тогда те блестящие возможности, которые лежат рядом, но в книгу не вошли, войдут туда«5.

Вахов оказался достойным учеником. Друзья вспоминали о его умении неистово работать, по десять-двенадцать часов в день сидеть за письменным столом не покидая кабинета, пока не завершит очередное произведение6. Может быть, этим объясняется удивительная плодотворность писателя, успевшего за двадцать лет творческой жизни создать восемнадцать художественных произведений, в том числе восемь романов, четыре сборника рассказов, шесть книг очерков и множество газетных и журнальных публикаций.

Книги Вахова были очень популярны, востребованы читателями, его произведения издавались Магаданским областным, Приморским краевым, Хабаровским книжным, а также центральными издательствами, очерки и рассказы публиковались в журналах «Вокруг света», «Дальний Восток», «Звезда», в альманахах «На Севере Дальнем», «Родной край», «Советское Приморье», «У моря студеного» и других.

ВладивостокВ большом литературном наследии Анатолия Алексеевича Вахова можно выделить несколько важных тем. Во-первых, освоение Дальнего Востока русскими первопроходцами. Широко известная в Советском Союзе в 1950–80-е годы трилогия «Китобои» посвящена подвигам русских китобоев на протяжении почти столетия, с середины XIX века до 1920–30-х годов. Вахов одним из первых советских писателей рассказал о создании и развитии на российском Дальнем Востоке китобойного промысла, о людях, которые жертвовали жизнью, защищая российские территориальные воды от заокеанских браконьеров и хищнического истребления морских богатств. Романы «Трагедия капитана Лигова», «Шторм не утихает», «Фонтаны на горизонте» были встречены литературной критикой благожелательно, а у читателей вызвали неимоверный интерес. Книги Вахова ни в книжных магазинах, ни на полках библиотек не залеживались.

«Автор выводит целую галерею ярких образов, создает сложную цепь острых сюжетных коллизий. Обширна и сюжетная география трилогии — здесь и суровые берега Охотского моря, и Владивосток, и Гавайские острова, Сан-Франциско и Петербург, и устье Амура... „Фонтаны на горизонте“ — заключительная книга трилогии. В ней уже другие герои, потому что действие переносится в канун Второй мировой войны. ...много достоверных примет времени — и героический труд, и разгул репрессий, которые вызывают страх и растерянность в среде китобоев. Но никто из них не дрогнул, не впал в отчаяние», — так оценивал трилогию хабаровский писатель М. П. Белов7.

А. А. Вахова очень интересовала история Гражданской войны, иностранной интервенции и установления советской власти на Дальнем Востоке. Дилогия «Вихрь на рассвете» рассказывает о событиях Гражданской войны в Приморье и посвящена юному помощнику Сергея Лазо — Михаилу Попову. Вахов подолгу работал в архивах Хабаровска и Владивостока, искал людей, воевавших вместе с Лазо и Поповым. Книга написана в его любимом жанре приключенческого романа: захватывающий сюжет, мужество главных героев, боровшихся за свою Родину с интервентами и белогвардейцами, имела большое воспитательное значение, особенно для подрастающего поколения. После публикации отрывков из первого романа «Адъютант» на страницах газеты «Суворовский натиск» в редакцию газеты и автору стали поступать многочисленные отклики и воспоминания бывших партизан, которые дополняли образ героя и его друзей и явились новыми важными историческими свидетельствами8. Дилогия состояла из двух частей — «Адъютант» и «Тучи закрывают солнце» (другое название — «Тучи над городом»). Вторую книгу писатель завершил перед смертью.

Ленинград. 1940Вторая трилогия писателя посвящена истории Чукотского ревкома и рассказывает о становлении советской власти на крайнем северо-востоке страны. Это многоплановое повествование правдиво и впечатляюще рассказывает о первых шагах новой власти. Два первых романа «Пламя над тундрой» и «Пурга в ночи» объединены под одним названием «Ураган идет с юга» и посвящены событиям 1919 года в Ново-Мариинске (ныне Анадырь), когда большевики М. Мандриков и А. Берзинь создали первую подпольную организацию. В нее вошли шахтеры, оленеводы, охотники и возглавили выступление против колчаковского правления Анадырского уезда. Однако судьба первого Чукотского революционного комитета была трагической, большинство участников погибли. Последний роман «Утренний бриз» написан чуть позже, в нем прослеживается не только дальнейший путь отдельных героев трилогии, но и показано освоение Крайнего Севера. В фонде Вахова сохранились письма матери Августа Берзиня — М. М. Берзинь из города Цесиса (Латвия). После прочтения книги «Ураган идет с юга», которую ей прислали из Магадана, Матильда Морцевна благодарила автора за правдивое изображение деятельности первого ревкома на Чукотке, писала, что «железный комиссар» Август Берзинь заслужил того, чтобы его помнили9.

Писатель продолжал часто ездить по Дальнему Востоку, по стране и всегда возвращался с новыми очерками о лесорубах, рыбаках, тружениках села, охотниках... По воспоминаниям друзей, из командировок он приезжал веселый, взбудораженный, с новыми творческими замыслами. Анатолий Алексеевич любил находиться в гуще людей, событий10. Этим можно объяснить тот факт, что Вахов снялся с партийного учета в писательской организации и встал на партийный учет на заводе «Энергомаш», где сделался своим человеком в рабочем коллективе. Писатель пришел на завод не работать на станках, а для создания книги «Энергомаш» (1958), первого на Дальнем Востоке издания из всероссийской серии «История заводов и фабрик», основанной еще М. Горьким. История написания этой книги так же интересна, как и вся жизнь А. А. Вахова11.

Когда завод «Энергомаш» готовился к 25-летнему юбилею, приняли решение подготовить книгу по истории предприятия. Своих пишущих на заводе не оказалось, поэтому обратились с просьбой о помощи в сборе и литературной обработке материала к хабаровским литераторам. Анатолий Алексеевич, отложив свои рукописи, принял решение, что книга будет общая, совместная. Он отказался быть единственным автором и предложил интересную, креативную для того времени форму, когда в книге собраны воспоминания ветеранов и выступления молодежи с рассказами о достижениях и буднях предприятия. Вахов каждый день приходил на завод, а по вечерам рабочие и инженеры собирались у него дома, где продолжал заседать штаб по подготовке издания. Когда был сформирован целый том с воспоминаниями и описанием современной жизни завода, стало понятно, что не хватает чего-то связующего, что сделало бы книгу монолитной, и Вахов предложил составить летопись, проследить из года в год, из месяца в месяц все важнейшие события, которые происходили на заводе. Работа предстояла невероятно трудная, так как никаких записей никто, конечно же, не вел. Анатолий Алексеевич работал в архивах города, завода, пересмотрел подшивки хабаровских газет за четверть века и составил летопись. К юбилею «Энергомаша» вышло издание, составленное из воспоминаний 35 рабочих, инженеров завода; книга была хорошо иллюстрирована (для того времени) и стала большим подарком всему коллективу и гостям праздника.

Позже писатель опубликовал ряд очерков о заводчанах «Энергомаша»: «Николай Анацкий и его друзья», «Мастерство и скорость», «Счастье в труде» и другие. Именно Вахов оказал помощь в литературной обработке воспоминаний бывшего токаря, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, знаменитого летчика Владимира Петровича Некрасова — «На крыльях Победы». Серьезную поддержку писатель оказывал заводской многотиражке и библиотеке. Когда на заводе создали любительскую киностудию, Вахов как бывший работник студии кинохроники помогал в составлении сценариев, дикторского текста, в монтаже киножурналов.

Удивительное и непонятное для нынешнего молодого поколения время — 1950–70-е годы. Тогда художественная литература имела чрезвычайно широкий круг почитателей, при этом писатели были очень тесно связаны с читателями, что выражалось в регулярных литературных встречах, читательских конференциях и обширной переписке. Недаром СССР считался самой читающей страной. В документах большинства писателей той поры найдется не один десяток писем поклонников с благодарностями, пожеланиями творческих успехов, просьбами оказать помощь в приобретении полюбившейся книги, а то и с критическими замечаниями и предложениями новых тем. «Простое» письмо маляра из Магадана Г. В. Филимона в редакцию Магаданского книжного издательства начинается такими словами: «Жаль, что А. А. Вахов написал свою книгу „Ураган идет с юга“ так коротко. Я получил ее в подарок от жены вчера, а сегодня уже 30 минут третьего, и я сижу за столом со всеми борцами за советскую власть на Дальнем Севере. Разве можно полностью отблагодарить Анатолия Алексеевича за проведенное мною время за его книгой? Думается, что не смогу полностью высказать свое прямое ощущение. Хочется сказать откровенно, что это первый Октябрьский праздник проведен мною в таком большом обществе». Письмо заканчивается просьбой, "чтобы все его книги в будущем были взяты в хорошем переплете, для долговечного сохранения детям и внукам нашим«12.

Ушел из жизни Анатолий Вахов очень рано, когда ему еще не исполнилось и пятидесяти лет, полным творческих планов и новых замыслов. Он умер в марте 1965 года в Москве, когда приехал для участия в работе II съезда писателей РСФСР.

«Твои книги останутся жить в XXI веке», — написал друг Анатолия Алексеевича Николай Владимирович Козлов, редактор Магаданского книжного издательства в 1960 году. Слова оказались пророческими. В 2008 году к 90-летию А. А. Вахова в серии «Литературное наследие Приамурья» переиздана «Трагедия капитана Лигова». В интернет-библиотеках пользователи активно интересуются его произведениями, книги А. А. Вахова и сегодня очень популярны и читаемы.

Благодарные потомки не забыли своего земляка. К 70-летию писателя, в феврале 1988 года в Хабаровске на доме по улице Ленина, в котором он жил в последние годы, была открыта мемориальная доска в соответствии с решением Хабаровского крайисполкома от 21 января 1988 года № 18.13 Инициаторами увековечения памяти дальневосточного писателя стали заводчане «Дальэнергомаша». Они не забыли своего «работника», подарившего предприятию первую книгу по истории завода.

В 2010 году именем А. А. Вахова назвали одну из улиц в микрорайоне Строитель в Индустриальном районе Хабаровска14.

Елена ХОДЖЕР


Примечания

  1. Белов, М. П. Всю жизнь с людьми: К 70-летию со дня рождения Анатолия Вахова// Дальний Восток. — 1988. — № 3.— С. 153.
  2. Пронякин, К. Писатель Анатолий Вахов сохранил единственное фото «пионера-героя» Голикова// Дебри ДВ. — 18.02.2016.
  3. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 100. Л. 2.
  4. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 118, 119, 120, 130.
  5. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 118. Л. 11 об.
  6. Белов, М. П. Всю жизнь с людьми: К 70-летию со дня рождения Анатолия Вахова// Дальний Восток. — 1988. — № 3.— С. 154.
  7. Белов, М. П. Всю жизнь с людьми: К 70-летию со дня рождения Анатолия Вахова// Дальний Восток. — 1988. — № 3.— С. 154.
  8. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 121. Л. 33.
  9. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 112. Л. 42; Д. 86. Л. 15.
  10. Белов, М. П. Живут его книги: К 60-летию писателя Анатолия Вахова// Тихоокеанская звезда. — 1978.— 8 февр.
  11. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 112. Л. 43-49.
  12. ГАХК. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 112. Л. 41.
  13. ГАХК. Ф. Р-137. Оп. 22. Д. 2350. Л. 174.
  14. ГАХК. Ф. Р-1971. Оп. 1. Д. 2738. Л. 5.