Небесный корабль

Храм преподобного  Серафима Саровского, ЧудотворцаПравославный храм преподобного Серафима Саровского, Чудотворца в Хабаровске

Хабаровску, расположенному на высоком берегу Амура, особую красоту придают простор могучей русской реки и живописные природные панорамы. За последние годы в его застройке появилось несколько новых православных храмов. Один из них носит имя преподобного Серафима Саровского, Чудотворца — наиболее чтимого в православии святого. Храм построен по проекту Архитектурной мастерской Александра Мамешина / ООО «Акант». Его авторы — архитекторы А. Е. Мамешин (руководитель), А. В. Мамешина (главный архитектор мастерской «Акант»), А. А. Мамешин (главный архитектор проектов) — стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

Сохранение народами фундаментальных сущностных понятий веры и духовной традиции опирается на ценности накопленной всеми предшествующими поколениями культуры. В их числе произведения церковного зодчества как подлинные знаки традиции от древности до наших дней. В настоящее время перед нашим народом, осознавшим значение исторического архитектурного наследия, стоят сложные задачи его восстановления и дальнейшего развития.

А.Е. МамешинА.А. МамешинА.В. Мамешина

Православие пришло на берега Амура к середине XVII века с казаками-первопроходцами, находиввшимися на царской службе. Они были людьми мужественными, сильными духом, предприимчивыми. Жажда свободы вела их через нехоженую тайгу, бурные реки и лютый холод Сибири, через голод и нечеловеческие лишения. Открытые ими земли они с полным основанием считали своей новой родиной и никому не хотели ее уступать.

Это им посвятил дальневосточный поэт Петр Комаров замечательные строки:

Землепроходцы пришли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть!
Не найдешь той минуты краше,
Когда люди сказать смогли:
Все здесь русское, все здесь наше —
От Москвы до конца земли...

И действительно, продвижение России на восток в неведомые земли, совершенное мореплавателями и землепроходцами, с позиций сегодняшнего времени можно оценивать как подвиг.

Культовое зодчество — одна из областей художественного творчества, которая занимает особое место в городском пейзаже, придавая ему неповторимое своеобразие. Культовые постройки органично связаны с художественным обликом города в целом, но современные принципы создания образа православного культового здания всегда должны основываться на историческом наследии, традициях и канонах православной архитектуры прошлых столетий. Это особенно важно, потому что существующее архитектурное наследие с течением времени убывает, а православные храмы составляют духовный потенциал нашего народа, его национальную идентичность. А кроме того, они являются материальными символами истории государства, составляют его культуру.

Именно традиционность форм определяет неповторимость православного зодчества, и история религиозной культуры в России богата подлинными шедеврами. Ориентируясь на лучшие традиции прошлого, особенно часто используют архитектурное наследие Новгорода и Пскова во времена расцвета этих двух вечевых республик. Многие считают этот стиль наиболее русским. Псковско-новгородские художественные традиции стали источником вдохновения и для архитекторов Александра Ефимовича Мамешина, Алефтины Васильевны Мамешиной и Алексея Александровича Мамешина при поиске образного решения храма преподобного Серафима Саровского, Чудотворца в Хабаровске.

Стиль новгородского и псковского храмостроительства имеет целый ряд особенностей. Считается, что он сформировался на основе народных вкусов и в отличие от византийского лишен аристократизма. Для него характерна простота объемов и в то же время стройность пропорций — небольшие окна, отсутствие ритмической активности, развитого декора, легкости, бестелесности форм. Здесь пластична телесность и выразительность архитектурных элементов, мощные стены, монументальные крыльца, позакомарное покрытие, штукатурка всего массива стен и т. д.

Торжественное освящение храма состоялось в дни празднования 150-летия Хабаровска при большом стечении народа. Следует отметить, что средства для строительства храма Серафима Саровского горожане собирали в течение нескольких лет, свои пожертвования в строительство внесли также предприниматели города.

Включение храма в контекст современного архитектурно-градостроительного развития городской среды представлялось чрезвычайно ответственным. Основные цели и задачи, которые ставили перед собой авторы в процессе проектирования, заключались в следующем. Используя сложившиеся принципы художественного построения псковско-новгородского храмостроительства, но не подражая им, найти свое, новое объемно-пространственное решение с учетом современности культовой постройки. При обязательном соблюдении церковных канонов и традиций добиться новой образной выразительности, а также максимального использования возможностей конкретной городской среды, сохранив связь с окружающим пространством.

Образ храма — это попытка выявить его содержательную доминанту. Православный храм преподобного Серафима Саровского, Чудотворца построен в память первостроителей города Хабаровска, он посвящен всем жителям города во все времена его существования, начиная от первых построек до наших дней. В композиционном построении выражено стремление представить его как подобие и символ города.

В соответствии с содержанием понятия «образ города», которое вкладывалось в этот храм-памятник, композиции придается ощущение многосложности. Это три яруса этажей, каждый из которых благодаря использованию существующего рельефа имеет самостоятельный выход наружу: два нижних — на уровень земли, в верхнюю часть ведут три наружных лестницы (главная и две боковых). Символическая связь прослеживается и в том, что, как город расположен на возвышенности, так и храм размещается в верхней части довольно крутого склона.

Согласно П. Флоренскому, храм — «духовно-художественное творение», особая пространственная среда для общения человека с высшим миром, соединение земного и небесного. «Небесный корабль, летящий в океане бытия, в котором люди найдут спасение», таковым, по замыслу авторов проекта, должно быть образное решение храма.

Архитекторы стремились создать узнаваемый русский образ православного храма с ярким запоминающимся обликом. Этот храм отличает оригинальность объемно-пространственного решения, выразительная образность. Следуя художественной логике новгородско-псковского стиля, авторы соединили скульптурность крупных масс, сочность пластических форм, напряженную динамику силуэта, живое движение линий, монументальность крылец с современными приемами формообразования. Найдено оптимальное пропорцио-нальное соотношение всех частей композиции храма. Его динамичный объем обладает цельностью и завершенностью, стилевым единством форм и деталей, имеющих человеческий масштаб. Выразительные архитектурные элементы придают зданию индивидуальные черты художественного образа, все они в визуальной смысловой и гармонической взаимосвязи.

Православный храм преподобного Серафима Саровского, Чудотворца вызывает духовное притяжение у людей, и связано это не только с верой, но и с эстетикой его образности. Привлекает лиричная красота, теплота и неповторимость архитектурного облика.

Образность храма, как и его композиционное построение, во многом зависит от места расположения. Важную роль в создании облика храма преподобного Серафима Саровского, Чудотворца сыграли существующие условия местности. Он расположен на так называемой Серафимовой горке, в живописной зеленой зоне города. Здесь уже существовали церковные постройки: часовня и дом настоятеля. При разработке проекта максимально использовались возможности отведенной для строительства территории: здание вписано в рельеф таким образом, что стало возможным организовать в нем три яруса этажей с входами в каждый из них с уровня земли, поэтому каждый этаж может быть использован независимо от остальных.

Храм Серафима Саровского гармонично вписан в окружающий ландшафт, прилегающая территория благоустроена и озеленена. С северной стороны, где устроен озелененный газоном откос, здание выглядит очень эффектно. Окруженное облаками, оно словно парит над землей. С южной стороны связь с окружающим пространством осуществляется через структуру монументальных крылец и массивных колонн цокольной части здания.

Окружающее зеленое пространство трактуется как будущая парковая зона. Первая очередь парковой зоны, выполненная на пониженных отметках рельефа, построена к 150-летию города. Это пруд с пешеходным пространством вокруг него (концептуальное решение разработано авторами храма). Таким образом, на Серафимовой горке уже сложился полноценный архитектурно-ландшафтный ансамбль, и это место стало любимым для многих хабаровчан.

Творческая концепция авторов проекта храма преподобного Серафима Саровского, Чудотворца основана на сохранении традиций церковной образности русского православного зодчества. Их непреложность в том, что они способствуют формированию духовности и патриотизма, а современные архитектурные произведения должны быть достойным вкладом в богатейшее историческое наследие нашей страны.

Алефтина МАМЕШИНА


Православный храм преподобного Серафима Саровского, Чудотворца в г. Хабаровске отмечен следующими наградами:

  1. Медаль Русской православной церкви преподобного Серафима Саровского I степени. Апрель 2008, Москва.
  2. Золотой диплом Дальневосточного фестиваля «Зодчество-2009». Хабаровск.
  3. Диплом, Большая золотая медаль Хабаровской международной ярмарки. 2009, Хабаровск.
  4. Диплом XVI Всероссийской выставки-конкурса «Лучшая работа года в области дизайна. Дизайн 2008». Москва.
  5. Российский национальный приз в области дизайна «Виктория» на XV Всероссийской выставке-конкурсе: «Лучшая работа в области дизайна. Дизайн 2008». Москва.
  6. Диплом Хабаровского краевого фестиваля духовной культуры «Святой России край». 2008, Хабаровск.
  7. Диплом хабаровского городского смотра лучших архитектурных произведений в рамках фестиваля «ДВ Зодчество — 2009». Хабаровск.
  8. Диплом лауреата краевого конкурса в области литературы и искусства 2009 года, Хабаровск.
  9. Золотая медаль Российской академии архитектуры и строительных наук, 2016, Москва.
  10. Участие в составе российской экспозиции в XII Архитектурном биеннале в Буэнос-Айресе (Аргентина), октябрь 2009 года.