Течение большой реки

Елена ГлебоваМангу, Мангму, Мангбо — так звучит на языках коренных жителей Приамурья название Амура. В переводе на русский — мощная, могучая река. В низовьях очень давно, возможно, со времен неолита, живут палеоазиаты нивхи — автохтоны этих мест. Вверх по течению и на притоках уже много столетий — тунгусо-маньчжуры: нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, удэгейцы. Каждый из этих народов связан с могучей рекой генетически через многие, многие поколения, а значит, прочно и навсегда.

Несколько лет назад в ульчском селе Булава, которое считается неформальной столицей Ульчского района, я записала легенду. Два крылатых дракона-гиганта столкнулись в небе, и один, не выдержав схватки, рухнул на землю. В том месте, где он упал, образовалось русло Амура, такое же извилистое, как тело мифического существа. Считается, что устье реки — голова дракона, а верхняя часть — хвост. Удар был таким сильным, что от места падения разошлись многочисленные трещины, образовавшие со временем широкую и разветвленную сеть притоков — это грива дракона. Отсюда и еще одно имя Амура — Мангго, то есть «водяной дракон», называемый местными народами Пуймуром. Под его охраной столетиями живут люди, для которых могучая река всегда была главным источником и смыслом жизни.

Мы посвящаем издательский проект «Корни дальневосточной земли» коренным народам Хабаровского края — жителям реки и тайги, в чьей истории и культуре отразилась философия мифа и реальности, особая красота природы, зашифрованная в завитках амурского орнамента.

По точному замечанию выдающегося этнографа И. А. Лопатина, изучавшего коренные народы Амура в начале прошлого века, их мифология не что иное как «творимая легенда», сложная и «причудливо-запутанная». Несмотря на глобальные изменения в мире, эта легенда жива, она складывается сегодняшними потомками нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев... Вот, например, как выглядит мифологическая картина мира с точки зрения известного исследователя и хранителя истории и традиций своего народа Екатерины Дмитриевны Самар: «Потусторонний мир, бесконечное космическое пространство соединяется корнями-змеями Родового Древа Жизни с земным миром. Земной мир, то есть Ладья-Древо, плывет в космическом пространстве. Из создаваемой космической почвы всасывается вода в виде ее молекул-лягушек, которые, поднимаясь по стволу Родового Древа Жизни, заполняют ствол и ветки его. В шаманской песне поется про Мировое Древо Жизни, что его корни — змеи, кора его — лягушки».

Есть и другие, не менее интересные мифологические и сказочные сюжеты, авторами которых выступают жители Хабаровского края — взрослые и совсем юные. Сегодня мы публикуем на страницах нашего журнала эту новую, творимую легенду.

Елена ГЛЕБОВА