Культура для России не может быть просто проектом. Она — ее национальная идея

В. И. Ишаев, губернатор Хабаровского краяИнтервью с губернатором Хабаровского края Виктором Ивановичем Ишаевым.

— За последние годы в Хабаровском крае предприняты серьезные усилия по укреплению культурной базы, что говорит о существовании рабочей концепция духовного развития жителей края. Виктор Иванович, расскажите поподробнее, в чем заключается ее стратегия?

— Концепция духовного развития жителей нашего края не просто существует, но и реализуется в полном объеме. Утвержденный постановлением правительства края комплекс мер определил систему принципов, приоритетов и основных параметров развития культуры Хабаровского края до 2008 года. Их цель не только сохранить, но и преумножить культурный потенциал, способствующий духовному обогащению человека. Поэтому мы вопреки негативному мнению тогдашнего премьер-министра Касьянова построили в 2001 году замечательный цирковой комплекс, состоящий из арены на 1,4 тысячи зрительских мест, гостиницы для артистов, специальных помещений для зверей и другого технического назначения. В 2002 году отреставрировали историческое здание, где разместился концертный зал краевой филармонии. Приобрели и установили в нем единственный на Дальнем Востоке орган. Сегодня хабаровчане имеют возможность слушать органную музыку в исполнении ведущих музыкантов России и зарубежья. Здесь же, в концертном зале, проводит свои выступления практически единственный на территории от Тихого океана до Урала Дальневосточный симфонический оркестр. Отремонтированы здания всех четырех краевых и двух муниципальных театров. Примечательно, что и Хабаровский краевой театр драмы, и Комсомольский-на-Амуре муниципальный драматический театр, и театры юного зрителя и кукол, и Хабаровский муниципальный театр пантомимы «Триада» имеют своего преданного зрителя.

Не могу не сказать о старейшем в России краевом театре музыкальной комедии, недавно переименованном в музыкальный театр. Это не просто смена имени, а фактически создание нового театра, способного на своей сцене наряду с опереттой ставить балетные и оперные постановки.

В сентябре 2008 года в дни работы Третьего Дальневосточного международного экономического форума открылась для посетителей так называемая пристройка к краевому краеведческому музею им. Н. И. Гродекова, по своей площади равная площади уже существующего здания этого музея. В ближайшей перспективе строительство современного здания для Дальневосточного художественного музея, обладающего сегодня ценнейшей коллекцией. Ввод в эксплуатацию этого объекта позволит увеличить выставочные площади, организовать постоянно действующие и обновляющиеся экспозиции произведений искусства из ведущих музеев России.

Каждый, кто приезжает в Хабаровск, отмечает изменившийся архитектурный облик, особенно его центральной исторической части. Украшением города стал третий по величине в России Спасо-Преображенский кафедральный собор. Всего же мы построили два десятка церквей и даже духовную семинарию, к слову, единственную на Дальнем Востоке.

Вообще, мы не скрываем масштабов и амбиций в отношении своих планов на будущее. Это открытие школы для одаренных детей, филиала консерватории, повышение статуса Дальневосточного симфонического оркестра до академического, создание в 2009 году на базе филармонии оркестра народных инструментов, а в 2010 году — хорового коллектива. Дальнейшее развитие получат библиотечное обслуживание, народное творчество, будут организованы и поддержаны значительные фестивальные проекты в области кино, а также театрального, музыкального, изобразительного и танцевального искусства.

Все это, на мой взгляд, и должно создать особую социокультурную среду, способствующую улучшению качества жизни. Оно должно быть не ниже, а может быть, и выше, чем в европейской части и в сопредельных регионах и странах. В совокупности с хорошим заработком и хорошей квартирой эта обновленная социокультурная среда станет необходимой гарантией закрепления человека на рубежах дальней России. А если учесть, что мы живем в условиях приграничья, то обеспечение за Хабаровским краем регионального лидерства в развитии искусства и культуры, а за краевым его центром — статуса культурной столицы Дальнего Востока становится еще и стратегией национальной безопасности.

— Хабаровский край по масштабу территории и количеству жителей сравним со средней европейской или азиатской страной. Какие, на ваш взгляд, существуют в крае проблемы регулирования культурной политики?

— Проблем предостаточно. Как я говорил, мы планируем достаточно серьезные инвестиции в культуру края. Но встает вопрос: кто будет работать в обновляемых учреждениях культуры? По краю средняя заработная плата работников культуры сегодня составляет 7,2 тыс. рублей. А библиотечных, музейных и особенно сельских клубных работников и того меньше. Для сравнения, средняя заработная плата по краю — 15,7 тыс. рублей, а прожиточный минимум — 5,8 тыс. рублей. Понятно, почему мало кто из молодежи выбирает эти профессии. Непрестижно! Замечу, к слову, что такое отношение к профессии работника культуры характерно и для других регионов страны.

В то же время мы в крае постоянно поддерживаем работников культуры и искусства: ежегодно выплачивается материальная помощь, в зависимости от стажа работы установлены ежемесячные надбавки к должностным окладам в размере до 30 %, работникам культуры, проживающим в сельской местности, компенсируются расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также выплачивается 25 % надбавки к должностному окладу. На эти цели только в 2007 году израсходовано из бюджета около 88 млн рублей. С 1994 года установлены премии губернатора края в области литературы и искусства, театральной деятельности, стипендии ветеранам культуры и талантливой молодежи, работникам краевых театров, музеев и других учреждений, выдающимся деятелям искусства края. Мы также находим возможность давать работникам культуры квартиры.

Для поддержки муниципальных учреждений культуры мы ежегодно проводим краевые конкурсы на лучшие музей, библиотеку, клубное учреждение, кинотеатр, отмечаем лучшие проекты по развитию культуры села, лучших библиотекарей, киномехаников, клубных работников. На организацию этих конкурсов из краевого бюджета выделяется более 1 млн рублей. Одними из первых в стране мы стали торжественно отмечать у себя краевой День работников культуры. Теперь он стал всероссийским.

Между тем этих мер крайне недостаточно. Скажу еще, что планируемый в стране переход на отраслевую систему оплаты труда в том варианте, который предлагается, надежды на достойную жизнь работников культуры в регионах, к сожалению, не оправдает.

Общей для всех отдаленных от центра регионов России является проблема целевой подготовки специалистов в вузах страны и закрепление их на рабочих местах. Как правило, не все целевики возвращаются домой, особенно в северные и сельские районы края. Их не останавливает ни наличие жилья, ни оплата труда по контракту. Находя всевозможные лазейки в нашем законодательстве, они остаются в городах. Мне до сих пор непонятно, для чего у нас существуют бюджетные места в вузах, оплачиваемые государством, а вернее налогоплательщиками. Неужели мы так богаты, что можем позволить себе такое неэффективное использование средств?! Разумно бы было, человеку, обучающемуся на бюджете, поработать на общее государственное дело. А не захотел — заплати за свое обучение и работай там, где тебе хочется. В этом и заключается социальная справедливость, о которой так много говорится.

В связи с подготовкой кадров хотелось бы затронуть и проблему одаренных детей. У нас реализуется краевая программа их поддержки. В перспективе строительство для них краевой школы — целого комплекса, включающего помещения для общеобразовательных и специальных учебных дисциплин. Но в отдельно взятом регионе успешно решить задачи развития детской одаренности невозможно. Если мы думаем о будущем страны, о ее лидерстве в культуре, науке, технологии и бизнесе, то уже сегодня должны обратить внимание на тех, кому природой дарован талант. Ими будет гордиться Россия. Они национальное ее богатство. Поэтому нужна межведомственная федеральная программа развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Я как губернатор края получаю достаточно много просьб от государственных органов и различных общественных организаций: оказать содействие в проведении тех или иных всероссийских фестивальных проектов, помочь направить художественные коллективы и исполнителей на престижные конкурсы и т. п. Дело хорошее, и по возможности мы помогаем. Не так давно негосударственный театр «КнАМ» г. Комсомольска-на-Амуре стал победителем международного театрального фестиваля в Сингапуре. Студентка второго курса краевого колледжа искусств Дарья Рудник заняла первое место на VIII Международном музыкальном конкурсе в Италии по классу скрипки. Сейчас готовится к поездке в г. Новосибирск на Дельфийские игры России делегация края в составе 68 человек. Но, когда читаю эти просьбы, всегда задаюсь вопросом: почему учредители и организаторы подобных мероприятий в нашей стране не могут предложить отдаленным от центра России дотационным регионам льготные условия для участия: оплатить проезд, проживание, питание? Ведь когда мы у себя проводим краевые праздники и приглашаем на них художественные коллективы, мы берем расходы на себя. Считаю, что федеральным органам управления культуры как учредителям конкурсных проектов необходимо предусмотреть льготные условия участия в них представителей отдаленных территорий.

Одним из важных направлений культурной политики является организация кинопроката. Особенностью его в крае является то, что мы в отличие от ряда других регионов сохранили государственное регулирование этой деятельностью там, где частный капитал не изъявил желание работать. За счет средств муниципального и частично краевого бюджетов проведены капитальный ремонт и переоснащение новой звуковой системой 17 кинотеатров и кинозалов в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и в районных центрах края. На восстановление кинопоказа в отдаленных северных и сельских районах края передано муниципальным образованиям 58 комплектов видеоаппаратуры на сумму более 12 млн рублей. Эти меры позволили улучшить качество кинообслуживания жителей края. Мы и впредь намерены продолжать регулирование кинопрокатной деятельности, осуществлять модернизацию киносети: технологическое ее обновление, перевод сельских киноустановок на видеоносители.

Говоря о проблемах государственного регулирования отрасли культуры, нельзя не коснуться и вопроса разработки ее нормативной базы. До сих пор здесь больше разговоров, чем конкретных результатов. Это усложняет ситуацию в регионах, особенно в муниципальных образованиях. Хотелось бы, чтобы авторы нормативного регулирования культурной деятельности учли очень важное обстоятельство — у всех регионов условия разные. Приведу пример. В этом году было сделано важное дело: выделены федеральные субсидии на комплектование книжного фонда библиотек. Но только после нашего вмешательства был изменен порядок предоставления субсидии — не по количеству жителей, как изначально предполагалось, а по количеству библиотек в муниципальных районах.

Несомненно, культура как никакая другая отрасль нуждается в государственном регулировании. Сегодня в среде творческой интеллигенции, деятелей искусства, работников культуры все чаще раздаются голоса о невнимании к ее проблемам. При наличии положительно зарекомендовавших себя национальных проектов по здравоохранению и образованию культура, к моему глубокому сожалению, не причисляется к политическим приоритетам на федеральном уровне. Закон об основе законодательства Российской Федерации о культуре, принятый в 1992 году, уже не соответствует в полной мере реальным потребностям российского общества и в наши дни нуждается в концептуальном обновлении. Я согласен с теми, кто считает, что культура для России не может быть просто проектом, она — ее национальная идея. И поэтому так необходима единая федеральная программа по ее реализации, определяющая стратегию и механизмы государственной политики в области культуры.

— В свое время вы занимались вопросами разграничения полномочий между органами исполнительной власти. Сейчас это разграничение уже реальность. Как, на ваш взгляд, это осуществляется и идет ли на пользу объектам культуры Хабаровского края?

— 131-й федеральный закон стал серьезным экзаменом для муниципальной, особенно сельской культуры. Она, не имея фактически никакой правовой защиты, в условиях значительного дефицита местного бюджета оказалась наименее защищенной. Главной задачей для нас было сохранить учреждения культуры и тот кадровый потенциал, который складывался годами.

Конечно, в ходе реализации возникало много спорных вопросов. Основной из них заключался в том, что передача полномочий должна подкрепляться финансовыми и материальными ресурсами. А этого как раз и не произошло. Но, как бы то ни было, основные мероприятия по разграничению полномочий проведены.

Теперь глава каждого муниципального образования, от округа и района до поселения, участвует в реализации политики в сфере культуры, определяя и создавая условия для развития ее учреждений. Вместе с ответственностью пришла и заинтересованность в результатах культурной деятельности. В целом по краю стало больше выделяться денежных средств из местных бюджетов на текущий и капитальный ремонт, реставрацию и материально-техническое оснащение учреждений культуры.

— Виктор Иванович, каково ваше мнение о жизнеспособности учреждений культуры? Должны ли они сами на себя зарабатывать или содержание их — все же прерогатива государства, а также конкретных региональных властей?

— В России исторически меценатство или государственная поддержка были главными источниками жизнедеятельности учреждений культуры и искусства. В рыночных условиях учреждения культуры обязаны научиться зарабатывать. Притом что мы дотируем из бюджета муниципальный кинопрокат, созданное нами государственное краевое унитарное предприятие «Хабаровское краевое киноцирковое объединение», включающее два кинотеатра и цирк, работает на самоокупаемости. С каждым годом возрастает доходность краевых учреждений культуры. Так, если в 2001 году они зарабатывали 18 млн рублей, то в 2007 году уже 90 млн рублей, то есть в пять раз больше. И это не предел их возможностей. В 2008–2009 годах мы планируем реорганизовать ряд краевых и муниципальных учреждений в автономные, что повысит эффективность их работы.

С другой стороны, мы реалисты и понимаем, что не все виды культурной деятельности можно коммерциализировать. Прерогативой государства, а также краевых и муниципальных властей остается реализация принципа доступности для жителей края услуг учреждений культуры и искусства. Он проявляется в бесплатном библиотечном обслуживании, а также в ценовой политике, учитывающей покупательскую способность различных слоев населения и многое другое. Поэтому следует в вопросах экономической эффективности учреждений культуры найти оптимальное соотношение государственной поддержки и коммерческой инициативы самих учреждений.

Записала Н. Григорьева