Моменты диалога

Елена ГлебоваНанайское село Ачан и Париж разделяют многие тысячи километров, но несколько лет назад они оказались связаны благодаря «Эстетике Амура» — уникальной выставке в Музее на набережной Бранли. Через произведения декоративного искусства, собранные западными учеными на территории Приамурья в конце XIX — начале XX века, парижане впервые открывали для себя особый мир коренных народов Амура, где и в наши дни реальное тесно переплетено с сакральным. В столице Франции возник диалог особой эстетики дальневосточной реки и красоты Парижа — так куратор выставки Дария Севоли сформулировала главный посыл своего проекта.

Началом этого разговора на языке искусства послужила экспедиция французской студентки Анны Даллес в Ачан. Она наблюдала за жизнью рыбаков и их тесной связью с природой, знакомилась с мастерами и сказителями. Через погружение в повседневность нанайского села и беседы с местными жителями Анна постигала искусство обработки рыбьей кожи, училась понимать тайнопись старинных амурских орнаментов. Вернувшись в Париж, исследовательница включила эти материалы в статью для каталога выставки «Эстетика Амура», написав о преемственности этнических традиций в среде коренных народов Хабаровского края и выделив особые черты современной культуры нанайцев.

А вот пример диалога между Ачаном и городом Хакодате на о. Хоккайдо. Два года назад юные артисты народного ансамбля «Сиун» и детского образцового фольклорного ансамбля «Тасима» участвовали в Международном фестивале «Дети мира» и помимо концертных программ проводили для японских ребят мастер-классы, учили их подражать голосам лесных птиц, играть на традиционных нанайских музыкальных инструментах, извлекать почти космические звуки из амурского бубна. Это общение, наполненное радостью и практически не требовавшее языкового перевода, запомнится надолго и россиянам, и жителям Страны восходящего солнца. Так же как и встречи жителей Сеула с хабаровскими фольклорными ансамблями «Рождество», «Елань», «Горенка», которые уже долгие годы открывают корейцам красоту русских напевов и танцев.

В следующем году завершается Международное десятилетие сближения культур, объявленное ЮНЕСКО и направленное на создание новых связей между культурным разнообразием и общечеловеческими ценностями. Но творческий диалог на этом не прекратится. Перспективы дальнейшего взаимодействия и сотворчества между народами мира уже сегодня рассматриваются на крупных международных форумах. Один из них — «Дети Арктики», организованный Федеральным агентством по делам национальностей и Минвостокразвития — в октябре проходил в Нарьян-Маре, объединив ученых, педагогов, политиков и наметив конкретную программу дальнейших действий.

Елена ГЛЕБОВА