Корневая система

Елена ГлебоваРаиса Григорьевна Баранова-Дигор в детстве любила наблюдать за своей мамой Пелагеей Дмитриевной, которая всегда что-нибудь шила, вышивала, выделывала шкуры. Ловкие движения рук завораживали. Девочке исполнилось пять лет, и мама дала ей иголку, предложила попробовать смастерить свои первые пондо — мягкие сапожки из рыбьей кожи. Это были самые трудные стежки и самая большая радость от похвалы старших. Даже когда Раиса Григорьевна стала известным в России мастером декоративно-прикладного искусства, а ее выставки открывались в разных странах мира, давнее ощущение счастья от причастности к чему-то значимому не утратило яркости.

Каждое произведение другой нанайской художницы — Ларисы Ганзулиевны Бельды, будь то комплект традиционной детской одежды или ковер, считается коллекционным и украшает музейные собрания. Она же всегда подчеркивает, что всем обязана своей маме Нюре Федоровне Бельды, научившей не только техникам работы с разными материалами, но и воспитавшей в ней чувство меры и вкуса. И Юлия Ивановна Чижик, автор традиционных плетеных ульчских поясов, без сомнения, тоже получила дар талантливой мастерицы по наследству — от своей знаменитой бабушки Зои Александровны Пластиной, чьи работы называют жемчужинами этнографических коллекций. И ульчский резчик Иван Павлович Росугбу, член Союза художников России, разработчик авторской техники работы с берестой, всегда помнит уроки своего главного учителя Дмитрия Ивановича Ангина, создавшего в Булаве этнографический музей под открытым небом. И уже его сын Ренат Росугбу получил известность как самобытный резчик по дереву, создал коллекцию старинных ульчских музыкальных инструментов, проводит мастер-классы для молодого поколения дальневосточников.

Это и есть корневая система, питающая крону народного искусства, несмотря на серьезные периоды забвения и утрат. Ежегодная международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая в нынешнем сентябре проходила в Москве в семнадцатый раз, всегда становится яркой иллюстрацией к тому, что ничто и никогда не исчезает бесследно. Более 500 участников из 24 регионов нашей страны, в том числе Алтая, Тывы, Бурятии, Карелии, Сахалина, Камчатки, Чукотки, Приморья, Иркутской. Кемеровской, Томской областей, Хабаровского края, через уникальные произведения транслируют глубинные знания своих народов, и год от года это творческое движение набирает высоту. Сила традиции неоспорима.

Елена ГЛЕБОВА