Этнографические раритеты от чиновника особых поручений

Пётр Поликарпович ШимкевичФонд Дальневосточной государственной научной библиотеки пополнился замечательным альбомом фотографий из собраний музеев России и зарубежья под названием «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX век». Его появление стало результатом работы сотрудников Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова и Хабаровской краевой молодежной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Феникс Амура». Из 550 вошедших в альбом фотографий, которые в ходе исследовательской работы обнаружены авторами проекта в различных фондах, 183 снимка Шимкевича хранились в альбомах ДВГНБ. Они были сделаны и переданы в музей Приамурского отдела Императорского русского географического общества (ПО ИРГО) в период службы Петра Поликарповича в Приамурье.

Орочонки. Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. КузнецоваШимкевича назначили на должность младшего чиновника особых поручений при приамурском генерал-губернаторе в июне 1892 года. Прослужив здесь до 1897 года, он проявил себя как активный общественный деятель. Был членом Приамурского отдела Императорского русского географического общества, причем занимался его созданием в составе временного правления, возглавляемого Н. И. Гродековым, стал организатором Амурского общества любителей фотографического искусства, действительным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Женщина-бурятка Заректуева в богатом праздничном одеянии. Костюм отделан серебром, кораллами (моржанами), ляпись-лазурью и др. драгоценностями. Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Государственный музей истории религии, Дальневосточная государственная научная библиотека, Национальный музей Респубики БурятияПристрастие к этнографии и фотографии в полной мере проявилось во время служебных командировок П. Шимкевича по Приамурью и Забайкалью. Он сделал уникальные снимки, отразившие культуру и религии бурят, особенности проведения обрядов ламаизма, а также запечатлел типы и бытовые особенности якутов и кочевых эвенков Забайкалья. Помимо исполнения основных служебных обязанностей Петр Поликарпович изучал особенности традиционного уклада жизни коренных народов Приамурья. Исследователь составил детальную «Программу для собирания статистических и этнографических сведений», касающуюся всех сторон материальной и духовной культуры аборигенного населения. По особой программе собирал и систематизировал материалы по шаманству у гольдов (нанайцев) и других коренных этносов.

Якутские дети верхом на олене. Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Государственный музей истории религии, Новокузнецкий краеведческий музейВ 1894 году на лодках и лошадях, пешком и на оленях П. П. Шимкевич преодолел огромное расстояние в 4 500 верст, проводя перепись населения на берегах Буреи, Амгуни и Амура и заодно выполняя задание Приамурского отдела ИРГО по приобретению у аборигенов различных предметов для этнографических и зоологических коллекций Хабаровского музея. Общественное поручение он выполнил успешно, а на общем собрании членов ПО ИРГО рассказал о своей семимесячной служебной поездке, выступив с сообщением «Современное состояние инородцев Амурской области и бассейна р. Амура» и продемонстрировав привезенную коллекцию нанайских орнаментов и костюмов.

Летняя юрта тунгуса Максима Поротова, на Бурее, около склада Чикунды. Государственный музей истории религииПродолжая этнографические изыскания, Шимкевич занялся изучением системы религиозных верований у нанайцев и написал труд «Материалы для изучения шаманства у гольдов», опубликованный в 1896 году в «Записках Приамурского отдела ИРГО». Работа оказалась настолько новой и интересной, что ее высоко оценили историки, этнографы, антропологи. Выступая 7 декабря 1895 года в Хабаровске перед членами Географического общества с докладом «О шаманстве», Петр Поликарпович не только продемонстрировал предметы шаманского культа, но и пригласил на эту встречу нанайского шамана, который «исполнял „камлание“, сопровождаемое пляской и пением». Уникальные фотографии, сделанные Шимкевичем во время этого действа, находятся в «Этнографическом альбоме малых народностей Восточной Сибири и Дальнего Востока» из фондов ДВГНБ.

Шимкевичу удалось также запечатлеть маньчжурского и гольдского шаманов, шамана-негидальца и негидальской шаманки на реке Амгунь и др. Особую ценность представляют этнографические снимки негидальцев. Петр Поликарпович стал первым человеком, представившим научному сообществу фотоизображение этого крайне малочисленного народа с берегов Амгуни. Всего же во время долгой экспедиции по Приамурью и Забайкалью им было сделано 386 этнографических снимков. Все собранные в экспедициях артефакты и большую часть фотоснимков чиновник особых поручений передал в фонд Хабаровского историко-этнографического музея.

Езда на собаках. Гольды на нартах, запряженных собаками. Государственный музей истории религииСпустя годы бесценная коллекция негативов на стеклянных пластинах (около 650 штук) оказалась в Берлинском музее мировой культуры, где долгие годы находилась в забвении. Небольшая часть уникальных фотоснимков впервые была опубликована в Берлине лишь в 1989 году. И вот сейчас в Хабаровске появился замечательный альбом с изображением подробностей быта народностей Забайкалья, нанайской, эвенкийской и якутской культур XIX века. Помимо фотографий из фондов Гродековского музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственного музея истории религии, Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского, Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, Новокузнецкого краеведческого музея, Иркутского областного краеведческого музея и других в него вошло 11 снимков из музеев Берлина. Среди 183 изображений из фонда редких изданий ДВГНБ больше всего фотографий в разделе «Забайкальский буддизм» (123) и «Забайкальские буряты» (25). По другим разделам книги снимки из этих альбомов распределились следующим образом: «Забайкалье. Бродячие тунгусы (орочоны)» (1), «Амурская область. Бассейн Буреи. Бродячие тунгусы-оленеводы (орочоны, тунгусы)» (5), «Амурская область. Бассейн Буреи. Якуты» (7), «Приморская область. Бассейн Амгуни. Негидальцы» (6), «Амурская область. Китайские подданные левого берега Амура (устье Зеи)» (6), «Амур. Уссури. Гольды» (8), «Амурская область. Духоборы левого берега Амура (устье Зеи)» (2).

Шаманская мистерия: отбивают у черта похищаемого им ребенка. Дальневосточная государственная библиотекаНовое издание дополнено большой статьей «Петр Шимкевич — чиновник для особых поручений, этнограф» о жизни и трудах Петра Поликарповича, в которой использованы фотографии из семейных альбомов Шимкевичей, из фондов музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского (Саратов) и из интернет-проекта «Общество друзей школы Карла Мая». В приложении опубликована этнографическая карта Амурского края, составленная П. П. Шимкевичем.

Негидальский ребенок в зыбке. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАНТруды этого исследователя не потеряли своей актуальности и в наши дни. О востребованности работ Шимкевича и собранных им материалов говорит, например, тот факт, что по запросу авторов этнографического проекта «Земля людей», который выходит на федеральном телевизионном канале «Россия — Культура», снимок с подписью «Шаман гольдов Отджал, представлявший камлание в общем собрании Приамурского отдела ИРГО, в Хабаровске, в декабре 1895 года», хранящийся в Дальневосточной государственной научной библиотеке, был предоставлен для использования в фильме «Нанайцы. Наследники шаманов».

Татьяна КИРПИЧЕНКО
Фото из альбома «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX век»