Огромную радость у детей, да и у взрослых вызывает один колоссального значения и в меру скромного вида памятник — каменная черепаха. Она обитает в Хабаровске уже 127 лет. В мире сохранились две подобные скульптуры, точнее, на данный момент только две найдены, а может, где-то в земле ждут раскопок еще более массивные изваяния. Первая стоит у Гродековского музея в Хабаровске, вторая — в одном из парков Уссурийска. На экскурсиях школьники бросаются обнимать черепаху, точно родную, некоторые кладут на нее монетки, и практически все наперебой загадывают желание, нарушая главное правило: делать это про себя, а не на всю улицу. Энтузиазм детей угасает, когда экскурсовод называет памятник надгробием, частью погребального комплекса. Но, к сожалению, очень редко звучит рассказ и об этом комплексе, и о самой черепахе, и о народе чжурчжэней, который в свое время грозил самому Китаю. Из книги «История стран зарубежной Азии в средние века» (М., 1970): «К началу XII в. процесс разложения первобытнообщинных порядков у чжурчжэней завершился переходом к классовому строю на основе феодализации общественных отношений. Образовалось сильное и прочное объединение чжурчжэньских племен при военно-политической гегемонии рода Ваньянь. С 1118 г. сунское правительство неоднократно вступало в переговоры с чжурчжэнями, желая использовать военную мощь государства Цзинь для разгрома киданей и возвращения утраченных еще в X в. северокитайских земель. Союз Цзинь и Сун был оформлен, но на унизительных для Китая условиях. Чжурчжэни добились от китайского двора выплаты огромной ежегодной контрибуции и других льгот». Надо надеяться, в прошлом то время, когда нам говорили, как пуста была территория Приамурья в Средние века, разве что встретится редкое нанайское стойбище. Теперь лишь хочется, чтобы посетители — гости, приходящие посмотреть на каменную черепаху, перестали называть ее китайской. Благо на табличке написано, что посвящен этот памятник чжурчжэньскому князю Эсыкую. Хотя здесь есть нюанс, но об этом позже. Этот деятель принадлежал к тому самому роду Ваньянь, основателям государства чжурчжэней. Некоторые исследователи называют его и вовсе родоначальником династии Цзинь. Князь, подобно древним египтянам, позаботился о сохранении памяти о себе и возвел впечатляющий погребальный комплекс, который сегодня считается единственным сохранившимся некрополем чжурчжэньской знати. Резиденция Эсыкуя стояла недалеко от современного Уссурийска. Рядом с ней и расположился могильник, состоящий из трех холмов. Все это стало известно благодаря трудам сотрудников Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Первые экспонаты в коллекцию поступили еще до революции, но огромная работа по сбору и описанию коллекции завершилась совсем недавно. Сегодня в музее воссоздан комплекс, включающий гробницу, каменные статуи государственных чиновников, изваяние льва, навершие стелы в виде дракона, ворота в погребальный храм и артефакты из могилы. Здесь стоит обратить внимание на одну деталь — «навершие стелы в виде дракона». Будь мы на экскурсии, ведущий предложил бы группе подумать, почему именно этот фрагмент так важен. И, глядя на нашу каменную черепаху, которая несет на спине странного вида потрепанный бетонный блок, кое-кто справедливо предположит, что некогда здесь находился совсем другой предмет. Дело в том, что еще во время первого путешествия памятников с места раскопок до места установки исчезло навершие с надписью. По некоторым данным его вообще нашли позже в отдалении. После находку перевезли в Приморский музей, а черепаха попала в Хабаровск, и ее «украсили» бетонной плитой. В пользу этой гипотезы письмо Владимира Арсеньева с просьбой прислать точную копию иероглифической надписи на камне, изображающем дракона. В то время исследователь переехал в Хабаровск, возглавил Гродековский музей и, сразу обратив внимание на огромный памятник, безошибочно оценил его уникальность. Именно с тех пор мы знаем о ване (или более привычно — князе) Эсыкуе. Жаль только ударение средневековые ваятели не поставили... В 1895 году черепаху доставили в музей Приамурского отделения ИРГО. Затем (не без сложностей) по железной дороге отправили к реке Иман и далее по Уссури. В августе 1896 года ценный груз прибыл в Хабаровск, а спустя четыре года обосновался у Гродековского музея, недалеко от центральной набережной Хабаровска. Тоже не сразу, а лишь после наступления снежной зимы. Тогда на санях тяжелое изваяния наконец смогли поднять к музею. Немногие знают, что мы едва не лишились раритета, когда в 1970-е годы его от греха подальше решили убрать. Причина простая: чжурчжэньские памятники постоянно называли китайскими, а в то время отношения с Поднебесной были напряженными, а тут посреди города многотонное китайской изваяние. С полдороги в Новосибирск черепаху вернул первый секретарь крайкома Алексей Клементьевич Черный. Также памятник временно перемещался в 1991 году, о чем, вероятно, помнят представители старшего поколения. Находился он практически там же, рядом с Гродековским музеем, у тогда еще не построенного нового корпуса. Сегодня примерно на этом же месте разбита клумба, а в двух шагах стоит знаменитый синий трактор. На этом, кажется, можно успокоиться, но история только начинается. Дело в том, что черепаха у Гродековского музея с большой долей вероятности никак не связана с висящей рядом таблицей с именем князя Эсыкуя, да и Владимир Клавдиевич просил копию иероглифической надписи не ради того, чтобы сделать реконструкцию навершия (которую в итоге так никто и не сделал). Вероятно, именно уссурийская черепаха была памятником Эсыкую, а хабаровская служила надгробием другому важному человеку. Имя его неизвестно... Также важно, что, хотя мы просим называть черепах чжурчжэньскими, по факту традиция таких изваяний наиболее ярко прослеживается именно в Китае, где она, вероятно, и зародилась. Устанавливать стелы на каменное изваяние начали не позднее III века н. э. Древнейший известный памятник такого типа — стела у мавзолея Фань Миня в уезде Лушань городского округа Яань (провинция Сычуань). Он относится к 205 году н. э., последним десятилетиям ханьской династии. Стела имеет закругленный верх с барельефом дракона. Каменные черепахи в Китае назывались биси и гуйфу, их считали символом долголетия, спокойствия, плодовитости и здоровья, что, конечно, общеизвестно. Менее известно, что большая часть этих скульптур олицетворяли одного из девяти сынов дракона, нечто среднее между черепахой и драконом. Отсюда и особенности внешнего вида, и большое разнообразие декорирования. При этом в определенный период право на такой монумент при погребении получали только самые знатные люди. Вероятно, когда традиция пришла к нам на Дальний Восток, эта мысль уже прочно укрепилась в культуре. Отсюда столь малое количество памятников. Еще аспект: в Восточной Азии эти изваяния связаны не только с погребениями. Монумент могли установить возле нового храма или моста, но, судя по всему, «северным чжурчжэням» было не до того. Князя с почестями похоронить — понятное дело, а тесать для каждого моста огромную глыбу — увольте. Что касается традиции класть монеты на памятник и загадывать желание, то это новодел. Точнее, подношение в виде тех же монет вполне себе древняя традиция. Но делалось это из почтения к усопшему, а не как плата за удачу или что там, по мнению современных школьников, дарует черепаха. К теме каменных изваяний нельзя было не вспомнить о ястмельхиях. Это монгольское название подобных скульптур, о которых в русскоязычных источниках совсем немного информации. К тому же эти изваяния несколько отличаются от хабаровской и уссурийской, довольно флегматичных на вид, черепах. Ястмельхий «напоминает гигантское существо с огромной головой на толстой шее, выпуклыми глазами и короткими, плотно прижатыми ушами. Из верхней челюсти торчат клыки, хищная пасть сомкнута, передние конечности (на всех четырех мускулистых лапах по пять длинных когтей) подогнуты. Черепаха словно затаилась на каменном пьедестале, приготовилась к броску на врага. Верхняя часть спинного щита срезана и образует горизонтальную площадку с выемкой: здесь возвышается стела». Наконец, важный нюанс для понимания причины исчезновения стел с обеих наших скульптур — это их размеры. Как правило, стела превышала ширину изваяния минимум в три раза. А порой и в семь раз, достигая десяти метров в высоту. Примеры черепах в хорошей сохранности можно видеть в Пекине и других китайских городах. Видеть и мысленно примерять на наши изваяния. Время шло, могила Эсыкуя и его комплекс были разрушены, потом восстановлены. После падения империи Цзинь в XIII веке остатки племен чжурчжэней ушли на юг. В 1616 году чжурчжэньский князь, наследник традиций, объединил несколько племен и объявил всех своих людей маньчжурами, себя — великим ханом, а свою землю — государством Цзинь, которое известно в истории, как поздняя Цзинь. Ко всем этим «золотым» названиям всегда добавляли «Да», что значит «великий». Мне кажется, этой приставки заслуживает и наша каменная черепаха, с которой и началась эта история. Анастасия МАГНУС |
|||
|