Венедикта Марта принято называть поэтом-футуристом, хотя его творческое наследие значительно многообразнее: он был поэтом, прозаиком, публицистом, редактором, издателем. Русский и советский поэт С. Я. Алымов, знавший Венедикта Марта в 1920-е годы по работе во Владивостоке и в Харбине, сравнивал его с французским лириком позднего Средневековья Франсуа Вийоном: «Нелепый бродяга, смешной человек-птица с вывихнутыми крыльями, шаркающими по земле, держащий в своем творческом клюве кусочек синего неба. Один из немногих уцелевших виллоновских потомков — Венедикт Март». В последние годы к его творческой судьбе проявляется особенный интерес, тем более что у исследователей есть xорошая возможность познакомиться с редкими, в том числе рукописными изданиями, письмами и рукописями поэта. Они наиболее широко представлены в фондовом собрании Гродековского музея. Помимо творческих материалов в музее есть и материалы биографического характера, по которым можно проследить судьбу этого человека, во многом трагическую. Венедикт Николаевич Матвеев (Марьин, Март) родился в 1896 году и был четвертым ребенком в многодетной семье Н. П. Матвеева-Амурского — поэта, публициста, издателя, редактора газеты «Приморский край» и иллюстрированного еженедельника «Природа и люди Дальнего Востока». О детстве Венедикта известно немного: он занимался гербарием, коллекционировал марки, держал аквариум с золотыми рыбками. А еще много читал и был очень впечатлительным. «Твой папка, когда был маленьким, точно такой же, как ты, — писал Венедикт своему сыну Зангвильду, — первый раз в жизни попал в театр, на пьесу С. Юшкевича „Евреи“, и там тоже показывали погром. Твой папка был таким впечатлительным и смешным мальчонком, что когда начался на сцене погром, он закричал на весь театр: „Городовой!!!“, и, конечно, папку-мальчика в слезах увели из театра». Ранние известные стихи гимназиста Венедикта датированы 8 августа 1913 года. Первая книга стихов «Порывы» под псевдонимом Венедикт Марьин вышла в свет в 1914 году в типографии отца Николая Петровича. Наборщиком был сам автор. «Колесо типографской машины, — вспоминал брат Венедикта Георгий, — крутили по очереди: Венедикт, Петр, Гавриил. Венедикт сам и распространял среди горожан свой сборник». Книгу напечатали на папиросной бумаге. На форзаце молодой автор написал: «Мои первые юношеские стихотворения посвящаю дорогому отцу». Лейтмотив многих стихов сборника — грезы и сновидения: Мне снился странный тяжкий сон: В 1917 году Венедикт Март редактировал журнал «Глашатай», и тогда же в типографии Н. П. Матвеева-Амурского вышла его вторая книга «Песенцы», в которую он включил переводы с японского и оригинальные стихи в стиле японской поэтики. В конце декабря 1917 года увидела свет третья книга «Черный дом». Черный цвет привлекал Венедикта Марта, избравшего своим псевдонимом слово «Март», которое лексически связано со словами morir — умирать, martyr — мученик (мартиролог — в католичестве «каталог или список святых», в православии «святцы»). Во многих названиях произведений Венедикта Марта присутствует именно этот цвет: «Черная тщета», «Черная, грозная ночь», «Черный хрусталь» (цикл стихов из книги «Черный дом»), «На черной нитке», «Черные люди». Черный цвет символизирует тьму смерти, искушение, отчаяние, скорбь и зло. Но в индуизме он отражает дуалистическое единство Света и Тьмы, которое необходимо для продления жизни. Колорит цветовых образов диссонировал с веселым нравом поэта. Его племянница Новелла Матвеева писала, что, по рассказам ее отца, Н. Н. Матвеева-Бодрого, «Венедикт был очень озорным и острым на язык, а вот стихи писал мрачные». В 1918-м Венедикт Март написал и сам переплел книгу «Русь — кровь моя!». На титульном листе начертал слова: «В эту книгу вошли стихотворения, созданные в угарные годы войны и в святые Дни Революции». В январе этого же года во Владивостоке организационно оформился футуризм, было создано литературно-художественное объединение (ЛХО), в которое входил и Венедикт Март. Но уже в декабре 1920-го он изменил свое отношение к футуризму и даже опубликовал статью «Футуризм — музейная плесень». За это его критиковали Н. Ф. Насимович-Чужак, С. М. Третьяков, Д. Д. Бурлюк и многие другие представители этого течения в искусстве. В 1918 году у Венедикта Марта в Харбине родился сын Зангвильд. Его матерью была Сима Лесохина, фельдшерица инфекционной больницы Петрограда, в которой Венедикт лечился от тифа. Дальнейшая судьба Симы оказалась печальной: она попала в психиатрическую больницу, в которой умерла от голода во время блокады Ленинграда... В Харбине Венедикт Март прожил с сыном пять лет, редактировал журнал «Искусство» и «Великий океан». Потрясенный горькой долей русских эмигрантов, он опубликовал в харбинской газете «Заря» стихотворение «Скитальцам России», в котором были строчки: Грозы кровавые Русь разметали, После возвращения в СССР Венедикт Март с сыном жили в подмосковном Томилино на даче у поэта Фофанова-Олимпова (Фофанов Константин Константинович (1889–1940), русский поэт, один из создателей эгофутуризма — Н. Г.). Позже, уже в саратовской ссылке 1928 года, Март писал Зангвильду: «Сынок, сынок, помнишь, как я тебе вслух читал летом вечерами „Дон-Кихота“ в нашем дорогом сосновом Томилино? Ах, сынок мой, плакать хочется, когда вспомнишь это дорогое время...» В 1920-е годы в соавторстве с Николаем Костаревым он написал под псевдонимом Никэд приключенческий роман-трилогию «Желтый дьявол» о Гражданской войне на Дальнем Востоке. В 1928-м в Москве у него вышли две книги рассказов: одна так и называлась — «Сборник рассказов», другая — «Логово рыжих дьяволов». В конце этого же года Венедикта Марта арестовали и сослали в Саратов. О причине своего ареста он писал сыну: «Говорят, что твой папка поскандалил в присутствии таких дядей из ГПУ, при которых лучше не скандалить...» В ссылке Венедикт работал очень много: к декабрю сдал в разные редакции и издательства 25 рукописей, в январе — 43 рукописи, в феврале (за 28 дней) — 61 рукопись. В Ленинграде вышли сборники его рассказов «Черные люди» (1930), «Золотой поезд» (1931), «Ленинградские рассказы» (1932). Вернувшись из ссылки, Венедикт Март с сыном некоторое время жил в Ленинграде, потом переехал в Киев, где издал свой последний сборник «Дэрэ — водяная свадьба». В 1937 году Венедикта Николаевича арестовали, а затем расстреляли. В одном из писем его сын Зангвильд, известный впоследствии как поэт Иван Елагин, писал: «Весь архив моего отца увезли вместе с ним в 37 году. У меня нет ни одной его строчки». Брат Венедикта Н. Н. Матвеев-Бодрый чудом сохранил многие материалы Венедикта Марта. Они представлены в фондовом собрании Гродековского музея. Среди них уникальные, в том числе рукописные книги Венедикта Марта: «Порывы», «Песенцы», «Черный дом», «Русь — кровь моя!», «Изумрудные черви», «Мартелии», «Тигровьи чары», «Три солнца», «Лепестки сакуры», «Украденная смерть. На перекрестках смерти», «Россия без Ять», «Фаин» (совместно с братом Гавриилом), «Дэрэ — водяная свадьба» и другие. Музей располагает также письмами поэта сыну Зангвильду, брату Николаю, сестре Зое, племяннику Виру (Виктору Николаевичу, сыну Н. Н. Матвеева-Бодрого), писателю А. П. Чапыгину. Иван Елагин посвятил отцу одну из лучших своих поэм «Звезды». В стихотворении «Личное дело» он писал: И пропал он, как в дыму, Наталия ГРЕБЕНЮКОВА |
|||
|