Когда человек впервые приезжает в Хабаровск, как правило, он сразу обращает внимание на золотые главы новеньких православных храмов, на колокольные звоны, летящие в небо. Да, удивительные перемены происходят и в городе над Амуром, и во всем Хабаровском крае, где в первые годы советской власти были разрушены практически все церкви, где уничтожали священнослужителей и одну веру стремились подменить другой. Впрочем, это коснулось всей России. Но если в старых русских городах с многовековой историей и крепкими православными традициями многое сохранилось, потому что «воинствующие безбожники» оказалась не в состоянии уничтожить все «до основанья», то здесь, на восточной окраине России, этот путь пришлось начинать практически с нуля. По всему Дальнему Востоку строятся церкви, образуются приходы и монастыри, в Хабаровске открыта первая в истории Дальневосточного региона духовная семинария, с участием Хабаровской епархии проходят культурные и образовательные акции. Но возможно ли столь мощное развитие без духовной основы, заложенной первыми русскими православными миссионерами, которые несли знание о Боге и Его слово в далекие суровые земли, пронизанные совсем иными традициями и верованиями? Немыслимо это и без искренней веры славян-переселенцев, осваивавших в конце XIX и начале XX столетий новую и не слишком комфортную для жизни территорию. Конечно, они старались не плошать, но во всем уповали на Бога, молились перед святыми образами, которые привезли с покинутой родины. Сегодня в этом намоленном пространстве мы вновь обретаем надежду и веру, учимся терпению, задумываемся о таких «банальных» понятиях, как добро и зло, совесть и сострадание, любовь к ближнему. И все оказывается не так уж просто, во многом приходится преодолевать себя, чтобы в конечном итоге вернуться к себе. Я вспоминаю день, когда мы с бабушкой пришли в Христорождественский храм. Там было много народа, и ярко горел свет. Вместе с другими детьми меня подвели к священнику на причастие. Помню, как смотрела запрокинув голову на золотую чашу со Святыми Дарами в его руках. Она казалась огромной, недосягаемой, в ней отражались горящие свечи и силуэты людей. Но в какой-то момент чаша оказалась рядом, я смогла прикоснуться к ней, и это было настоящим чудом... «Вера — основа любви, — пишет святитель Николай Сербский. — Старайся непрестанно сохранять веру и старайся непрестанно, чтобы семя любви, которое вера несет в себе, проросло и принесло тебе радость. Ибо сама по себе вера, без любви и радости, осталась бы холодной и безрадостной. Но даже если в тебе любовь охладеет, не будет расти и приносить плоды радости, сохраняй веру и жди. Сохраняй веру во что бы то ни стало. И жди — когда потребуется, и годы, — чтобы любовь из веры проросла. Если потеряешь любовь, потеряешь много; но если потеряешь веру, потеряешь все...» Эти слова наиболее точно выражают суть главной темы номера журнала «Словесница Искусств», который завершает 2007 год. О Вере, Надежде, Любви размышляют священнослужители, историки, художники, искусствоведы, культурологи. В материалах, посвященных истории Православия в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке, наиболее ярким событиям сегодняшнего дня, отразились лишь отдельные штрихи к большому и многогранному полотну, в основе которого — радость. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|