Березницкий Сергей

доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Вечные скалы — хранители времени и удачи

Ороч А.К. Пунадинка угощает скалу МапачаКульт скал занимает важное место в мировоззрении и обрядах коренных народов амуро-сахалинского региона. Для получения промысловой удачи и защиты от неблагоприятных погодных и дорожных условий в таежной и морской охоте и рыбной ловле, для благополучной жизни в загробном мире, для умиротворения сверхъестественных существ, предков и хозяев они угощали и угощают сегодня скалы, утесы, перевалы и сопки.

Космос мифа

И. П. Росугбу. Таежные сестры. ЛиногравюраПредставления коренных народов амуро-сахалинского региона о Вселенной, человеке и сверхъестественных существах

Коренные народы амуро-сахалинского региона обладают древними представлениями о возникновении Вселенной и человека, строении мира и населяющих его существах. Эти взгляды сходны с воззрениями других народов мира, находившихся в разное время на подобной стадии культурного развития. В представлениях народов региона многослойная Вселенная состояла, в целом, из небесной, земной и подземной сфер, каждая из которых имеет несколько уровней. Местом обитания человека является земная сфера. Лишь после смерти человека его душа путешествует в подземных и небесных мирах, что недоступно при жизни. Путешествовать во всех сферах может лишь обладающий сверхъестественными способностями шаман. Или, как верят сахалинские эвенки, из одного мира в другой могут переходить мифические великаны, чтобы воевать со своими противниками-чудовищами. Нивхи называют небесную землю тлы миф, средний мир ту миф и подземный, нижний мир — млых во. Все три мира населены людьми и духами.

Магия рождения

Фентисов Е. М. «Семья». ДВХМ (Хабаровск)Отдельные аспекты традиционных родильных верований и ритуалов коренных народов Амура и Сахалина рассматривали в своих трудах И. А. Лопатин, Е. А. Гаер, В. В. Подмаскин, Т. Ю.

 
RSS-материал