Появление в русской литературе жанра хайку (или трехстиший) обычно связывают с изданием в начале 70-х годов прошлого столетия книги классической японской поэзии в переводах Веры Марковой. Старинная японская поэтическая форма оказалась неожиданно популярной среди любителей поэзии. Привлекала предельная лаконичность пейзажно-жанровой зарисовки, приглашавшей к домысливанию и сопереживанию. Трехстишие можно было рассматривать как цветок или драгоценный камень, каждый раз открывая новые грани и оттенки стиха. Первое время жанр русского хайку развивался в Интернете, на посвященных ему сайтах и в сетевых журналах. Затем появились печатные журналы, начали выходить сборники поэзии хайку. При кажущейся простоте написать хорошее хайку очень трудно. Александр Врублевский от своих любительских стихов к первому поэтическому сборнику «Городские акварели» шел пятнадцать лет. Его стихи, светлые и лиричные, с оттенком легкой грусти, отмечены цельностью и свежестью сюжета, неожиданным взглядом на повседневную жизнь. В них нет поэтических шаблонов. Это не стилизация и подражание японским поэтам, как все еще стараются представить русское хайку некоторые критики, а оригинальные стихи поэта, через необычный для русской поэзии жанр выражающего свое отношение к окружающему миру. Стихи Александра неоднократно публиковались в московских альманахах поэзии хайку «Тритон» и «Хайкумена», в поэтических сборниках, вышедших в Санкт-Петербурге и Киеве, на поэтических сайтах в Интернете. В 2002 году подборка его стихов вышла в журнале «Дальний Восток». Александр ВРУБЛЕВСКИЙ Из сборника «Городские акварели» (1999)Синий мартовский вечер. Скамейки, лотки и навесы Вечерний дождь заливает, Зимний день отгорел. Сильный мороз! Из сборника Покоритель сердец! Белый голубь вдали Сверкает омытое солнце. В брошенном тапке Из сборника Тонкий месяц Снежной змейке Облако-шляпка — В пряжу облака Утро сквозь туман. Целый день бренчат Капли на нитях. Увядший цветок — Вид с горы тихим днем Ниточки из труб В морщинах лицо. Нищему в толпе На шпильках дождя Из сборника Так неумело Вдвоем с капелью Майское утро. Полуденный парк. На длинных ногах Летнее утро. Гуляла всю ночь Чертит гравюры Искорки ягод. Утром сметает Тает В пустом дворе Осока. Лучи Из цикла «О лотосе» Полуденный час. Терпкий красный чай Дрожит под ветром |
|||
|