Человек, смотрящий в небо

«Отдаленность измеряется не расстоянием».
Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей»

«Человек, смотрящий в небо» — археологическая находка, символ АркаимаМинувшим летом в Челябинске прошел семинар для журналистов, пишущих о культуре. С легкой руки московского журналиста, писателя, автора монографии о постмодернизме Вячеслава Курицына он получил название «Актуальное и региональное».

Тема в равной степени как конкретная, так и пространная, ибо как определить критерий актуальности? Каким образом то, что волнует и будоражит столичные умы, соотносится сегодня с культурной ситуацией города и региона? Стоит ли так безоговорочно соответствовать модным веяниям и как писать о местной культуре в свете общероссийского информационного пространства? Все эти вопросы обсуждали, собравшись на семинар, журналисты из Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Брянска, Нижнего Новгорода, Кемерова, Челябинска, Хабаровска.

В качестве основных докладчиков, кроме упомянутого Вячеслава Курицына, выступили челябинский поэт, культуртрегер, автор идеи культурного сепаратизма Виталий Кальпиди, завкафедрой журналистики Пермского университета, профессор, доктор филологических наук, президент фонда «Юрятин» Владимир Абашев, писатель и краевед, председатель Челябинского отделения Российского фонда культуры Кирилл Шишов.

Директор центра «Аркаим» профессор Геннадий ЗдановичОбмен мнениями показал, что хотя города, из которых под цветущие липы Челябинска съехались представители региональных СМИ, различны по удаленности от центра и социальному статусу, понятие «провинция» — отнюдь не географическое. Ведь во все времена именно в регионах зарождались самые смелые и оригинальные идеи и появлялись люди, способные воплотить или, как теперь говорят, раскрутить эти идеи.

Так, на протяжении двух последних десятилетий «раскручивается» идея Аркаима, ставшего на исходе XX столетия центром мировой цивилизации. Этот историко-археологический заповедник, созданный в 1991 году на юге Челябинской области, ровесник египетских пирамид, сочетающий в себе остатки древней цивилизации и современность — словно живое олицетворение прошлого, настоящего и будущего. Некий загадочный знак, притягивающий к себе историков, ученых, поэтов и художников со всего мира, заставляющий осмыслить среди этих курганов и неба свое место на земле. Недаром символом Аркаима считается фигурка человека, сосредоточенно глядящего в небо — случайная находка из Средневековья. Взгляд, устремленный ввысь, — это прорыв в будущее, попытка отвоевать себя у хаоса, жест из прошлого, чтобы сегодняшнее поколение поняло необходимость осознать историческую память человечества на протяжении нескольких веков и, быть может, что-то изменить в настоящем.

Органист Владимир ХомяковЧеловеком, смотрящим в небо, можно назвать челябинского музыканта, органиста Владимира Хомякова, который создает джазовые композиции на церковном органе, получил Гран-при на международном конкурсе в Ганновере, а до этого не только присутствовал при установке и настройке органа в Зале камерной и органной музыки, но и принимал в этом самое непосредственное участие. Хомяков — единственный органист в России, играющий джаз, но он неотделим от Челябинска, где в зале на Алом поле создал свое культурное пространство. Когда слушаешь его диалог с богом музыки, возносящий тебя под купол зала, понимаешь, что искусство — это путь к бессмертию и в то же время самая хрупкая и «бесполезная» вещь на свете. Но след от него остается в истории и времени, как и след от тех костров, которые до сих пор находят археологи на стыке границ Европы и Азии в так называемой Стране городов.

«Искусство — как обживание пространства», — эта мысль лейтмотивом звучала на семинаре в выступлениях почти всех докладчиков. Обживать или разговаривать с пространством — значит, по мнению участников, созидать явления культуры. Спектакль молодого, но уже известного в России и Европе театрального коллектива «Бабы» (мастерская новой пьесы), созданного Еленой Калужских на базе Челябинской государственной академии искусства и культуры, — тому подтверждение. Спектакль"Солдатские письма«, поставленный в технике вербатим (документальный театр), требует от исполнительниц не только владения мастерством и высокой тАрхеологические памятники Аркаимаехники, но и немалого жизненного багажа. Труппа «Баб», состоящая из учащихся и выпускниц академии, существует уже несколько лет, с каждым годом пополняет репертуар, бывает за границей, и спектакли при минимуме изобразительных средств привлекают внимание критиков и зрителей. Конечно, мнения о театре самые разноречивые. Однако показателен факт, что даже те, кто не принимает театр, приходят на его спектакли вновь и вновь. Потому что именно такое искусство, рефлексирующее, замкнутое на самом себе, необычайно востребовано сегодня. Потому что после него невозможно воспринимать ту безвкусную, пахнущую нафталином жвачку, которой нас потчевали все предыдущие годы. Потому, наконец, что человек хочет понять и приобщиться к тому пространству, в котором ему надлежит жить сегодня и сейчас. Подобные островки территории — объединения, галереи, студии, малые сцены — есть почти в каждом регионе, они как глоток воздуха, как жизненная необходимость. И потому сетовать на территориальную удаленность от «культурных столиц» нет необходимости. Надо лишь почаще поднимать голову и смотреть в небо на звезды. Это только кажется, что оно безмолвствует.

Светлана ФУРСОВА
Фото Елены Глебовой