Пятый год подряд в Комсомольске-на-Амуре проходит фестиваль современного искусства «Перспектива комнаты». Его организатор — театр КнАМ, руководит которым Татьяна Фролова. Этот уникальный коллектив, любимый более за рубежом, нежели в родных пенатах, не признаваемый чиновниками, но неизменно притягивающий творческих людей, проповедующих новаторские идеи, из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Амурска, существует около двадцати лет и является неформальным культурным центром Дальневосточного региона. Так, благодаря театру КнАМ и его творческому лидеру Татьяне Фроловой пьеса хабаровчанина Константина Костенко «Диагноз: Happy Birthday» не только увидела свет рампы, но наряду с произведениями Евгения Гришковца, Ксении Драгунской, Василия Сигарева, Владимира Сорокина вошла в сборник пьес современных российских драматургов, изданный во Франции. А комсомольчанка Ольга Карчевская, поэт, журналист, чьи первые шаги в творчестве связаны с КнАМом, сейчас учится в Москве, печатается в журналах и надеется покорить столицу своим видением окружающего мира. В рамках фестиваля «Перспектива комнаты», объединившись под лозунгом «Неформальное искусство», имеют возможность выставлять свои работы художники. Во всем разнообразии живописной палитры показал свои впечатления от спектаклей театра Владимир Фролов, представила сюжеты, которые она черпает из собственных снов, специалист по арт-брюту хабаровчанка Виктория Касьянова (ее работы экспонировались в Музее сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге). Мастер-класс провела художница Людмила Пассар. Ее изделия из бересты, в узоре которых запечатлены символы и образы из древних легенд, напоминают тончайшие кружева. Искусство вырезания орнаментов из бумаги показала еще одна известная художница — Анна Александровна Самар. Национальный ансамбль «Сиун» под руководством Нины Гейкер, искусству которого рукоплескали в Америке и Франции, и нанайская мастерица Раиса Баранова — также неизменные гости фестиваля. Шаманский бубен стал символом этого праздника, ибо под его завораживающие звуки представители коренных народов Приамурья, одетые в национальные наряды, участвуют во многих акциях фестиваля, которому словно тесно в стенах комнаты, и он выплескивается на улицы и площади города, привлекая внимание горожан экзотическими костюмами и ярким гримом. Партнером театра КнАМ в проведении фестиваля стала арт-галерея «Метаморфоза». Искусствовед Ольга Привалова взыскательна в отборе художников, чьи работы демонстрируются в галерее. Достаточно упомянуть «Театральные зарисовки» и перформанс «Реставрация» Игоря Грабовского, «хрямзики» и «зюзики» Андрея Тэна, искусство мастера в резьбе по дереву Сергея Беликова и др. В этот раз зрители познакомились в «Метаморфозе» с художником из Хабаровска Александром Лепетухиным, чей цикл «Путь» на библейские сюжеты показал вечный поиск и работу Души в ее стремлении к Божественному началу. Несомненным открытием фестиваля стал художник из Сикачи-Аляна Илья Лиханов, для которого окружающий мир — камни, облака, вода, деревья — неотделим от сущности человека. Отсюда неизбывное одиночество художника в современном мире, которое он передает своим холстам и акварелям. Кстати, темы «Энергетика дальневосточной земли в творчестве художников», «Герой и мир в современной дальневосточной прозе» звучали в выступлениях докладчиков на конференции «Дальний Восток — территория идей». Конференция проходила в течение двух дней в городской библиотеке им. Н. Островского, и в ней приняли участие сотрудники краеведческого музея, преподаватели университета, режиссеры, психологи, журналисты, искусствоведы. В нынешнем году фестиваль «Перспектива комнаты» из события местного масштаба впервые вышел на международный уровень. Это стало возможно благодаря контактам артистов КнАМа с французским городом Нанси, где два года назад они впервые показали спектакль. Как поделилась Татьяна Фролова, переводчик и менеджер из Нанси Софи Джинт, влюбленная в Дальний Восток, одержима идеей превратить затерянный на краю земли Комсомольск-на-Амуре и французский Нанси в города-побратимы, благодаря чему стал возможен приезд на фестиваль группы артистов и художников из Франции. Наверно, нам трудно понять, зачем, преодолевая огромные расстояния, минуя Москву и Санкт-Петербург, стремятся французы на дальневосточную землю. Только ли экзотика влечет их сюда? Или все-таки притягивает та мощная энергетика, присущая краю, когда кажется, будто Космос шепчет тебе на ухо, способствует раскрытию внутреннего потенциала? Спектакль театра «Азартные фрукты» из Нанси, который был показан на фестивале, называется «Театр в апартаменте». По сути, это монолог героя, который разговаривает со своей возлюбленной, находящейся в соседней комнате. Однако одержимая поиском новых форм, смело экспериментируя с пространством, труппа театра «Азартные фрукты» при помощи видео сделала так, что зрители смогли увидеть то, что скрыто — часть соседней комнаты и женщину, сидящую на постели, с которой герой ведет диалог. Когда он выходит в смежную комнату, мы имеем возможность видеть его на экране рядом с женщиной. И тогда происходят удивительные вещи. Ты замечаешь, что стоит ему войти «в кадр», как тут же нарочитым становится жест, фальшивой интонация. Словно экран изобличает то, что пока только едва пробивается в несколько нервных интонациях мужчины. Зрители вместе с героиней еще не понимают, в чем суть его просьбы, но уже ощущают тревогу и нереальность происходящего в этих апартаментах. Может, действительно, он только репетирует этот монолог в своем воображении? Но тогда почему лицо той, которая еще минуту назад казалась счастливой и любимой, вдруг превращается в маску, и женщина, внезапно подурнев, со смазанной косметикой в одночасье становится похожей на предмет купли-продажи? Спектакль «Театр в апартаменте» нансийцы играют в комнатах, иногда комнаты располагаются на разных этажах, и тогда звук шагов героя, усиленный микрофоном, отчетливо слышен — сначала легкий и беспечный, затем тяжелый, даже зловещий. Если говорить о поиске нового в творчестве, то парижские художники Софи Недорезофф и Гийом Гухельбаер, чья светящаяся инсталляция вызвала столь неоднозначную реакцию комсомольчан, не уступали коллегам в смелом решении экспозиции, которая открылась в зале краеведческого музея. Если быть точным, то все увиденное на фестивале в городе Комсомольске-на-Амуре нельзя назвать каким-то одним словом. Это образ мысли, эксперимент с пространством, язык бесконечных символов. Какой-то совершенно новый вид искусства, во многом спорный, в чем-то неприемлемый, но после которого все традиционное и привычное кажется пресным и лишенным вкуса и образности. Надо отдать должное организаторам «Перспективы», что за пять лет они сумели создать свое пространство, в котором хотят и могут жить. Отрадно, что фестиваль с каждым годом привлекает все больше участников. Как сказала Татьяна Фролова, в этом году их было более 200 человек. А на вопрос, который чаще всего задавали оргкомитету фестиваля, «Зачем вы это делаете?», руководитель театра КнАМ Татьяна Фролова ответила: «Нас тревожит «массовый исход» с Дальнего Востока: за последние пять лет полтора миллиона человек покинули наш регион. Здесь им душно, они устают бороться с вязкостью места, им тяжело ощущать свою ненужность. Если мы не остановим этот процесс сегодня, то с кем мы останемся через пять лет? Мы хотим здесь жить. Мы хотим поднять дух провинции. Мы не хотим уезжать. Нам давно уже пора объединяться, потому что вместе мы можем сделать больше. Вот для этого мы делаем «Перспективу комнаты». P. S. В 2003 году КнАМ стал лауреатом премии по поддержке российских театральных инициатив, учрежденной Советом по культуре и искусству при Президенте РФ. Светлана ФУРСОВА |
|||
|