30 октября 1999 года я стал участником митинга на Лубянской площади в Москве. Он был организован Всероссийским обществом «Мемориал» ко Дню памяти жертв политических репрессий. На площади, у мемориального камня, доставленного сюда из Соловков, горели свечи, лежали ветки боярки, рябины. На импровизированную трибуну-грузовик выпуска 1930-х годов поднимались бывшие узники ГУЛАГа, со слезами на глазах говорили о прошлом, читали стихи о Колыме и Воркуте, Магадане и Чукотке, Ванинском пересыльном лагере и тысячах других мест, куда их увозили в переполненных вагонах и трюмах пароходов. Вернувшись в Амурск, я еще долго оставался под впечатлением этого митинга и вспомнил рассказы старожилов села Вознесенского о том, что на острове Голбон долгие годы находился женский лагерь для заключенных, так называемая «огородная команда», которая выращивала овощи для начальствующего состава Амурлага. Я записал воспоминания об этом лагере бывшего охранника, жителя села Вознесенского И. П. Зыбарева. По его рассказам, на острове Голбон стояли несколько бараков и хозяйственные постройки, но в конце 1950-х по чьему-то распоряжению они были сожжены. Когда я сам впервые приехал на остров, это было уже совершенно заброшенное место, поросшее травой и тальником. В то время я уже знал, что среди узниц «огородной команды» была Анастасия Ивановна Цветаева. Десять лет своей жизни она провела в женской зоне Амурлага. Камень на островеВ последние дни марта, когда снег начал по-настоящему таять, мной овладело сомнение. Неужели мне не помогут, как обещали, не забросят на остров Листвянка два камня и плиту, из которых в итоге будет составлен памятный знак труженицам Амурлага? Объем этих форматов из гранита равен 13 тоннам, а между тем уже ввели запрет на ледовую переправу через Амур... Идея поставить памятный камень на острове витала в воздухе. Хотя были и те, кто мало понимал, зачем и кому это нужно. Я решил взяться за перевозку камня из Тейсинского карьера, где работало общество камнетесов «Амуркамень». Мне предоставили МАЗ и шофера, правда, у камнетесов работал только трехтонный кран, и погрузить большой камень было нечем. Пришлось взять два меньшего размера. Впрочем, на Лубянке в Москве стоит совсем небольшой камень. Он такой полосатый, как вылинявшая тельняшка моряка. Два камня из карьера привезли в Амурск, я начал их чистить от черноты и грязи, потом вырубил на их поверхности текст. Пробурил отверстия перфоратором, который мне подарили уральские шахтеры, работавшие в нашем городе на прокладке подземных коммуникаций целлюлозно-картонного комбината. Отверстия в камне нужны, чтобы в них свистел ветер — музыка времени. Мне взялась помочь инженер Лидия Ивановна Хохлова и распорядилась прислать на два часа компрессор. Пробурил шпуры для соединения камней, и на этом моя работа закончилась. На камне я вырубил имя Анастасии Цветаевой — русской писательницы, человека удивительной судьбы. Правда, установили его не на Голбоне, а на острове Крохалева, но зато его хорошо видно проплывающим по Амуру на теплоходах и лодках. Теперь каждую осень у камня-монумента проходит «цветаевский костер», куда приходят люди, читают стихи. Такие костры проходят в Елабуге (Республика Татарстан), Тарусе, Владимире, Санкт-Петербурге. Хорошо, что в этом списке дальневосточный город Амурск. Встречи в ПеределкиноМне посчастливилось встречаться с Анастасией Ивановной Цветаевой. Трижды я приезжал к ней в Переделкино, в Дом творчества писателей, и в последний раз, 12 ноября 1992 года, — на Большую Спасскую, где находилась ее однокомнатная квартира. Когда я впервые задумал разыскать Цветаеву, обратился в Пушкинский музей, основанный еще до революции профессором Иваном Владимировичем Цветаевым. Мне объяснили, как добраться до Переделкино, и рассказали, что Анастасия Ивановна всегда принимает приезжающих к ней гостей. Первым, кого я встретил в Переделкино, оказался иеромонах Агофангел. Я спросил у него, где находится Дом писателей, и он повел меня по проселку. Когда проходили мимо кладбища, священник показал на три сосны и сказал, что там похоронены Корней Чуковский, Борис Пастернак, Арсений Тарковский... Дом писателей оказался двухэтажным, белым, с колоннами и шарами при входе. Анастасия Ивановна жила в одной комнате с Евгенией Филипповной Куниной. Я постучался и попросил разрешения войти. Евгения Филипповна пригласила меня и пояснила: — Ася скоро должна прийти. Она сегодня нарядная, ее снимают... Оказалось, что к Анастасии Ивановне в тот день приехали телевизионщики, она рассказывала им о поэте Максимилиане Волошине, с которым дружила в юности. А Евгения Филипповна продолжала: — Мы дружим уже двадцать лет, Ася каждое лето приглашает меня к себе. Я давно уже ничего не пишу, потому что у меня потухло зрение, а Ася работает, пишет почти каждый день. Встречает людей из самых разных мест — с Волги и даже с Камчатки... Потом я узнал, что Евгения Филипповна Кунина была ученицей Валерия Брюсова, переводила итальянских и французских поэтов, сама писала стихи. В комнату легким шагом вошла Анастасия Ивановна. Она действительно была нарядной в наброшенном на плечи большом ярком платке. Анастасия Ивановна поздоровалась со мной и протянула маленькую теплую руку. Я сказал, что приехал из Амурска, и Анастасия Ивановна тут же прочитала стихотворение об Амуре. — Я помню, как нас конвоем на крытой барже везли вниз по Амуру, — сказала она. — Тогда этапы на одном месте не держали, а передвигали с места на место. Я прошла несколько лагерей на Амуре, много работала. Тот, кто работал, — выжил... В тот день я сделал фотографию Анастасии Ивановны Цветаевой, когда она выходила из подъезда Дома писателей. Это было 4 октября 1989 года. Последняя встреча с Цветаевой произошла в Москве 12 ноября 1992 года в ее небольшой квартирке на улице Большой Спасской. В единственной комнате на стенах я увидел фотографии многих поэтов, писателей, композиторов с дарственными надписями. Меня удивило, что здесь не было письменного стола. Я спросил Анастасию Ивановну: — А где же вы пишете? Она сказала: — Летом на подоконнике, а зимой на доске, которая откидывается у старого шифоньера. На подоконник слетались голуби, она их кормила. — Это мои собаки, — пошутила Анастасия Ивановна. В ее быту все было упрощено, перегружено книгами, рукописями, письмами. Целые связки лежали на полках, табуретках и даже на полу. Анастасия Ивановна не справлялась со своим литературным хозяйством и в последние годы нанимала секретаря-машинистку. Немало своих стихотворений она посвятила Дальнему Востоку, могучему Амуру, острову Листвянка, лесосеке поселка Известкового. — Какая на Амуре благословенная земля, — сказала она во время той встречи. — В моей душе о ней живут добрые воспоминания... Александр РЕУТОВ Александр Андреевич Реутов — самобытный художник-скульптор, публицист, краевед, фотокорреспондент, действительный член Российского географического общества, живет в городе Амурске Хабаровского края. Его биография необычна, а жизнь наполнена интересными событиями. А. А. Реутов родился в 1936 году в селе Ундинские Кавыкучи (Забайкалье). После службы в армии работал шахтером в Донбассе на заводе ЖБИ-1 Хабаровска, с 1965 года — строителем в Амурске. Творчеству А. А. Реутов посвятил в общей сложности 50 лет своей жизни. Он увлечен краеведением и этнографией, в 1982 году приложил немало сил, чтобы в Амурске появился краеведческий музей, который затем был включен в состав Российского географического общества, действительным членом которого является сам А. А. Реутов. В Москве состоялись четыре его персональные выставки, и самая заметная среди них выставка акварелей «Под Андреевским флагом», которая проходила в историко-краеведческом музее. Дважды художник представлял Хабаровский край на международных выставках художников-примитивистов. В 2010 году в поселке Охотске состоялась персональная выставка «Охотск — первый русский порт на Тихом океане», а в 2011 году в Международном информационном центре Дальневосточной государственной научной библиотеки — персональная выставка графики. В 1998 году А. А. Реутову присвоили звание заслуженного работника культуры Российской Федерации, дважды он отмечен в энциклопедии «Лучшие люди России», за организацию краеведческого музея Амурского муниципального района ему присвоено звание «Почетный гражданин города Амурска». А. А. Реутов установил на территории Хабаровского края целый ряд памятных знаков: «Ачан — землепроходческий редут», на острове Крохалева «Труженицам Амурлага», первому пароходу на Амуре «Аргунь», первостроителям Амурска, защитникам Отечества в Тайсине. А. А. Реутов стал инициатором и создателем театра «Цветаевский костер». А. А. Реутов — автор краеведческих очерков и репортажей, он встречался со многими интересными людьми и в итоге создал коллекцию фотографий писателей, артистов, художников, кинематографистов, написал воспоминания об этих встречах. Есть у него и воспоминания о встречах с русской писательницей Анастасией Ивановной Цветаевой. В 1937 году ее арестовали по обвинению в контрреволюционной пропаганде и приговорили к 10 годам лагерей. При аресте сотрудники НКВД уничтожили все написанное Анастасией Ивановной — сказки, новеллы. После реабилитации в 1961 году, когда ей официально разрешили вернуться в Москву, она пытается по памяти восстановить утраченные произведения, пишет мемуарные книги «Воспоминания», «Старость и молодость». Цветаеву направили в БАМлаг (позднее он был преобразован в Амурлаг), где она работала поломойкой, кубовщицей, на кирпичном заводе, в сметно-проектном бюро чертежницей. Анастасия Ивановна писала стихи, рисовала портреты женщин-заключенных — всего около 900. В 1947 году Цветаеву освободили, а спустя два года последовал новый арест. Ее приговорили к ссылке в сибирский поселок Пихтовка, где она жила до 1956 года. В 1959 году Анастасия Иванова была реабилитирована. В 1990-е годы она приложила немало сил, чтобы в Москве появился Дом-музей Марины Цветаевой, и в итоге он был открыт в 1992 году. 5 сентября 1993 года Анастасия Ивановна ушла из жизни. |
|||
|